Главная » Душеполезное чтение » Праздники. Имена » Двунадесятые

Крещение Господне. Зачем освящение воды совершается дважды?

Как известно, вода на Крещение освящается два раза: в навечерие праздника и в самый праздник.

Конечно, это делается в воспоминание Господня крещения. Но только ли? И почему же два раза? Наши мысли по обоим этим вопросам такие.

Неверно думают, что празднуемые события являются только простым воспоминанием их. Совсем не так! Это уже видно из того, что молящиеся смотрят на них реальнее, действеннее. И Церковь, насколько я знаю, при воспоминании их переживает самую суть их — благодать праздника.

И святой Иоанн Лествичник говорит, что в двуна­десятые праздники Господь дарует молящимся осо­бую благодать, в соответствии с празднуемым со­ бытием.

Особенно ясно это бывает в Крещение, когда действительно освящается вода и люди берут ее и употребляют как подлинную святость, а не только как простое воспоминание о крещении Господнем. Даже больше скажу: едва ли кто в эти моменты ос­вящения вспоминает о нем. Наоборот, ждут самого освящения воды и потом с похвальным усердием спешат, можно сказать рвутся, чтобы взять ее в какой- либо сосуд. И ждут именно того самого момента, когда вода в кадке ли или на реке освятится погру­жением в нее Креста Господня. И в молитвах на освящение воды так и говорится, как увидим, о да­ровании ей «благодати». Разве это лишь воспомина­ние? — Никак нет!

Что касается двукратного освящения воды, то исторически это объясняется различно. Богослуже­ние под Крещение, как и под Пасху, совершалось к вечеру дня, так что «разговлялись» уже к ночи. И Златоуст говорит, что в его время в полночь верую­щие брали освященную (или, как правильно они говорят, святую) воду. А на Пасху и мы служим в полночь, рано утром, ибо и Господь воскрес рано. И доныне в некоторых странах (например, в Чехии) уже вечером вкушают скоромное, в честь славного праздника.

Другое же истолкование объясняет это тем, что накануне Крещения (и вообще «больших» праздни­ков) совершалось крещение оглашенных и для них освящалась вода; на самый праздник крещеные мог­ ли уже с верными присутствовать на литургии и причащаться Святых Тайн.

Третье объяснение таково: прежде водосвятие совершалось лишь в Иерусалимской Церкви. Духовенство и народ выходили из храмов и шли на Иордан. Но потом этот обычай распространился на весь христианский мир. Говорят, что так было еще в IV и даже отчасти в V веке; так что было одно или два (накануне — для оглашенных) освящения.

Но у меня есть и четвертое объяснение. Как мы видим из богослужения, Крещение Господне имело целью двоякое освящение: человека и твари. Накану­не, когда и стихиры уже пропели о крещении, и прочитали Евангелие о нем, и проч.; когда, следователь­ но, праздник церковно уже был совершен, соверша­лось освящение воды для людей, для нас. А на второй день, в самый праздник, совершалось уже освящение твари, потому и шли на реку, или колодезь, или даже на море, как у греков за границей.

К воде шел торжественный крестный ход… Это знаменовало открытие служения, или явление миру, Господа Иисуса Христа. Крестный ход выходит, ког­да еще не кончится литургия, а пред «Буди имя Господне»; это же поется по возвращении крестного хода в храм. Таким образом, освящение воды вводит­ ся в самую литургию, как часть ее. И на пути ок­ропляется природа. Потом ею освящается и дом, и служебные постройки, и дворовая скотина, и даже все «скаредные» (нечистые) места: все благословля­ется благодатью Святого Духа и изгоняется враг.

Про самый порядок освящения воды писать здесь нет нужды. Обратим внимание на слова молитв: о чем мы молимся.

При самом начале крестного хода поем: Глас Господень, то есть Предтеча Иоанн, вопиет глаголя: приидите, приимите вси Духа — явльшагося Хрис­ та… Следовательно, это не одно простое воспомина­ние, а призыв к нам Церкви в получении благодати Божией, как главной цели пришествия Христа.

А во втором тропаре прямо говорится об освяще­ нии твари: Днесь вод освящается естество. В тре­ тьем поем о грехах наших, которые явились причи­ною расстройства и в человеке, и в природе. И в четвертом говорится о страхе самого Иоанна и твари, что Бог пришел креститься, зрак рабий приим; пото­ му что Ему Самому, как безгрешному, не от чего было очищаться, не в чем каяться; но Он взял на Себя мира грех, потому Иоанн просит Его: освяти мене и «оды, Спасе, то есть человека и тварь — очищающей благодатию Святого Духа. Поют громко: образуя го­ лос Предтечи Проповедника.

Перейдем к великой ектений, в которой мы просим о благодатных действиях освященной воды… Они

поразительны! И даже неожиданны. После обычных прошений диакон читает:

—     О еже освятитеся водам сим силою и действием, и наитием Святаго Духа,

О еже снизходити на воды сия очистительно­му Пресущныя Троицы действу, — как было и при крещении Христа;

—     О еже дароватися им благодати избавления… наитием Святаго Духа, то есть «благодати Спасения»; так учит и святитель Димитрий Ростовский о действии сей воды;

—     О еже сокрушитися сатане под ногами наши­ ми вскоре, и разоритися всякому совету лукавому, движимому на ны;

Яко да Господь Бог измет нас от всякаго на­вета и искушения сопротивника, будущего;

— О еже просветитися нам просвещением разу­ ма и благочестия наитием Святаго Духа;

О еже низпослати Господу Богу благословение Иорданово, где крестился Сам Христос;

— О еже быти воде сей, освящения дару, грехов избавлению, во исцеление души и тела и на всякую пользу изрядную;

— О   еже   быти   воде   сей   приводящей   в  жизнь вечную, согласно обещанию Самого Господа Самарянке (Ин. 4, 14), (дивное прошение! Освященная вода будет вести нас к вечной жизни!);

—     О еже явитися сей отгнанию всякаго навета видимых и невидимых враг;

О черплющих и емлющих (берущих) во освя­щение домов;

О   еже быти сей во очищение душ   и  телес всем,   верою черплющим же  и причащающимся от нея (то есть вкушающих, а нельзя думать, что освя­щенная вода заменяет Святое Причастие);

- О еже сподобитися нам исполнитися (всяко­ го) освящения вод сих причащением (вкушением).

Какие великие прошения! Они так ясны, что иных пояснений и не требуют.

Дальше священнослужитель читает долгую мо­литву; часть ее он произносит про себя, «тайно», еще во время ектений. В ней он опять молится: да, водное естество освятив, Безгрешне, путесотвориши нам, еже водою и Духом паки рождение (возрождение) и к первому нас устроиши свобождению от врага… Это все уже известно нам по богослужению на Крещение.

Центром молитвы является прошение с троекрат­ным благословением воды рукою: Ты убо, Человеко­ любие Царю, прииди и ныне наитием Святаго Тво­его Духа и освяти воду сию (трижды).

А далее перечисляются дары благодати воды: гре­хов разрешение, недугов исцеление, демонов всегубительство… ангелъския крепости исполненную, что уже нам известно по ектений.

Потом опускается крест в воду, и совершается им в ней крестное знамение, при пении «Во Иордане». Потом предстоятель кропит присутствующих на че­тыре стороны, духовенство целует крест; предстоятель «знаменует их василком (кропилом)* по лицу со священною водою крестообразно». Потом должна бы так же подходить «и вся братия». А поющие беспрестанно повторяют «Во Иордане». Но «братия» уже не под­ ходит ко кресту: не до этого! Все бросаются к святой воде…

Мы, духовенство, едва-едва протискиваемся чрез неимоверную толпу, идем кончать литургию: Буди имя Господне благословенно отныне и до века и проч. Да и как не благословлять имя Господне после такого великого действия Его благодати!..

Когда я иду между тесными рядами богомольцев и вижу их с чайниками, бутылочками и другими сосудами для святой воды и кроплю в них воду, с какою радостью, восторгом, верою бросаются они ко мне! Боже! Какая вера! Как отрадно! Как радостно, до слез радостно, от этого! Кажется, что ангелы ок­ружают тебя толпой! Рай на земле! Вот оно — «Бла­годатное Царство Божие» еще здесь, на земле! Для него и приходил креститься от Иоанна Господь Иисус Христос! И плоды Его смирения, проповедей, чудес, страданий, креста, а потом воскресения и воз­ несения — вот они! А в будущем веке — жизнь веч­ная в Царстве Пресвятой Троицы, с Божией Матерью, ангелами и всеми святыми.

И всей душою соглашаешься со стихирою, кото­рую поют по возвращении в храм: Почерпем убо во­ ду с веселием, братие: благодать бо Духа верно (с ве­рою) почерпающим невидимо побивается от Христа Бога и Спаса душ наших (стихира по освящении воды).

Небольшое примечание. В наставлении, после ос­вящения, говорится: «Нецыи суть отлучающе себе от святыя воды вкушения ради». Это относится собст­венно к навечерию, когда служба кончается к вечеру, и потому иные люди что-либо вкушают «до» святой воды. Они «не добре творят, ибо благодати ради Божия (вода) дана бысть на освящение миру и всей твари. Тем же во всяких местех, и скаредных, и всюду кропится, яже и под ногами нашими суть… Не вкушения ради ястия нечистота в нас есть, но от скверных дел наших: очищени же от сих (после­ дних), пием без сомнения сию святую воду».

А потом в Минее делается ссылка на святого Иоанна Златоуста, что еще при нем эта вода храни­лась и два, и три года «не растлевающейся, целой и поной», как будто она только «ныне от источников почерпана».

Купанье — в крещенской речной воде. Вместо сво­их рассуждений выпишу часть письма ко мне.

«Когда-то делали проруби на реках; и бывало немало людей, которые, после освящения воды, окуна­лись в них. Я девочкой еще была, лет 15 — 16, когда впервые это увидела; и меня поразило: бросился окунуться один большой кутила, он вел нехорошую жизнь. Все кругом заговорили: «и этот полез загряз­ нить собою воду». А я подумала: нет, он не загрязнил се, святое нельзя загрязнить; но он, окунувшись, вновь крестился и смыл с себя все! И я с уважением по­смотрела на него. Но только боялась, чтобы он вновь не стал грязниться».

Читайте также:

О святой воде. Ответы священника


Для чего освящают воду?
Как пользоваться святой водой?
Чем отличается вода Крещенская от Богоявленской?
Очищает ли от грехов купание в поруби?
Всю ли неделю вода Крещенская?
Почему святая вода может испортиться или не помочь?


Святое Богоявление. Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.

«Вот почему так трагичен этот величественный праздник, и вот почему воды иорданские, носящие всю тяжесть и весь ужас греха, прикосновением к телу Христову, телу безгрешному, всечистому, бессмертному, пронизанному и сияющему Божеством, телу Богочеловека, очищаются до глубин и вновь делаются первичными, первобытными водами жизни»…


Что нужно знать о Святой воде

Об использовании святой воды. Как было впервые совершено освящение воды? Зачем Церковь освящает воду? Почему вода освящается в особых сосудах? Как происходит чин великого водоосвящения? Почему Церковь молится о водных источниках? Молитва на принятие просфоры и святой воды.

Навечерие Богоявления (Крещенский сочельник)

Сегодня все берут домой Крещенскую воду. И хорошо это, и правильно, но только если мы не будем стараться себя изменить для Бога, святая вода тоже нас не изменит. Все святыни, которые Господь дал Своей Церкви, тогда будут для нас источником духовных сил, когда мы сами возьмемся за дело…

Читайте также: Святая вода: церковные традиции и околоцерковные суеверия



Источник: http://www.pravmir.ru/zachem-osvyashhenie-vody-sovershaetsya-dvazhdy/
Категория: Двунадесятые | Добавил: Vladimir (19 Янв 2012)
Просмотров: 2846 | Теги: Православие, освящение, Святая Вода, вода, Крещение Господне, Крещение | Рейтинг: 5.0/3
Поделиться:
Всего комментариев: 0
avatar
Форма входа
В VK
Мини-чат
Почта
Логин:
Пароль:

(что это)

Сайт работает благодаря вашим пожертвованиям.

Форма для пожертвования:
Рассылки Subscribe.Ru
Лента "Душеполезное чтение"
Рассылки Subscribe.Ru
Лента "Возрождение"
Рассылки Subscribe.Ru
Лента "Форум клуба"

Общество друзей милосердия статистика
Besucherzahler femmes russes a marier
счетчик посещений
Сервер 'Россия Православная' Яндекс.Метрика Счетчик тИЦ, PR и обратных ссылок