Главная » Душеполезное чтение » Газета "Возрождение" » История и культура

Колокола и церковный звон в России


В газете "Возрождение" мы начинаем публиковать статью о традициях цер­ковного звона в России. Первая часть статьи посвя­щена истории появления, технологии отливки, спосо­бам звона и функциям колоколов на Руси.

Важнейшей составляющей православной культуры, церковной и мирской жизни, духовной культуры нашего Отечества являлись колокола и колокольные звоны. "Церковный звон, - говорится в "Уставе церковного звона", утверждённом Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II 26 августа 2002 г. - является неотъемлемой частью православного богослужения, и его отсутствие может быть оправдано только неимением технических средств для звона".

В советские времена колокола замолчали. Их сбрасывали с колоколен, разбивали, переплавляли. Колокольный звон исчез из нашей повседневной жизни. Сегодня Россия вновь возрождает свои традиции, в том числе и колокольные, насчитывающие более тысячи лет.

Появление колоколов на Руси связано с принятием христианства в конце X в. Но пришли они к нам не из Византии. Первые колокола привозили из Западной Европы, особенно Северной Италии и Германии. Из Византии на Русь привозили била -деревянные или металлические доски, в которые ударяли молотком во время церковной службы. Била на Руси вплоть до середины XVI в. успешно соперничали с колоколами.

Колокола на Руси начали отливать с XIII в. в Киевской и Галицко-Волынской землях. Постепенно искусство литья распространилось по другим местам. Технология отливки не менялась веками. Колокола отливались из "певучего металла" - колокольной бронзы, составлявшейся в пропорции 78 % меди и 22 % олова. Добавка серебра и других цветных металлов, вопреки поверьям, не улучшала звучание колоколов.

Колокола отливались в "колокольных" ямах на монастырских или городских дворах. Из прочной глины изготавливалась внутренняя часть колокола, на которую из воска лепилась модель будущего колокола с орнаментом и надписями. Далее восковая модель закрывалась кожухом из глины, и по особым желобам "певучий металл" заполнял восковую модель. Кожух разбивали, колокол с помощью лебёдок и деревянного сруба поднимали на поверхность, очищали, возносили на деревянную звонницу,  прикрепляли язык.  Священник совершал обряд освящения колокола. Большим колоколам давали имена.

На Руси получила распространение русская форма колоколов, где, в отличие от западноевропейской, диаметр колокола примерно равнял-ся его высоте с "ушами" (подвеска-ми). Каждая часть колокола получи-ла свои названия (см. рисунок).

С развитием колокололитейного мастерства совершенствовались и способы звона. До начала XIV в., как и в Западной Европе, где эта традиция существует и сейчас, раскачивали сам колокол, который соприкасался с языком. Звон получался отрывочный и негармоничный. На Руси этот тип звона называли "очепным" ("очеп" - шест), когда к брусу, на ко-тором висел колокол прикрепляли шест. На другом конце его закреплялась верёвка, нагнетая которую с земли, производили раскачку коло-кола и звонили. С отливкой больших колоколов в тысячу и более пудов весом, на Руси стали использовать язычный тип звона, когда раскачивали язык при неподвижно висящем колоколе. При этом удары производились в один или оба края. Звонари могли варьировать удары, подстраиваться под аккорд средних и малых колоколов. С XVI века язычный тип звона почти полностью вытеснил "очепной".

Кроме церковной (призывной к богослужению) функции колокола на Руси имели много назначений. В Древней Руси славились вечевые колокола,   призывавшие   жителей городов на вече. При ликвидации вечевой вольности московские кня-зья, в первую очередь, снимали и вы-возили вечевой колокол. Средние по весу и объёму с резким тембром колокола использовались как сигнальный инструмент. Их называли набатными или всполошными. Резкие удары в один край оповещали о пожарах, стихийных бедствиях, указывали путникам дорогу, поднимали на восстание, битву, защиту родной земли. С XVII в. колокола в России стали использовать в курантах - часовых механизмах. При этом использовались малые и средние колокола, удары в которые осуществлялись молоточками, связанными с часовым механизмом, в один край. В конце XVIII - первой половине XIX вв. широкое развитие получили ямщицкие ("валдайские") колокольчики, которые использовались как сигнал на почтовых тройках. Колокольчик стал символом лихой езды, удали, широты русских просторов.



Колокольный звон определял всю жизнь русского человека. Он звучал во дни торжеств и бед народных. Колокольным звоном встречали русские люди своих победителей с Куликова Поля, Полтавского сражения, Отечественной войны 1812 г. В пасхальную седмицу любой желающий мог взобраться на колокольню и позвонить. Целодневные пасхальные звоны разливались по всей России. Продолжение следует

Сергей Валентинович СТАРИКОВ,

доктор исторических наук,

профессор кафедры

Отечественной истории МарГУ

Взято из газеты клуба "Возрождение", № 4 (6) май 2009 год
http://club-vozrojdenie.ru/load/22-1-0-90
Категория: История и культура | Добавил: Vladimir (16 Окт 2009)
Просмотров: 9818 | Теги: История, Русь, язык, звон, отливка, культура, Колокол | Рейтинг: 5.0/1
Поделиться:
Всего комментариев: 0
avatar
Форма входа
Категории раздела
Литературная страничка [12]
Державное строительство [3]
Книжное обозрение [2]
Раскрывает перед читателем широкую панораму книжного дела в современной России, знакомит его с новинками православной литературы и периодики, рассказывает о насущных проблемах и планах церковного книгоиздательства. Надеемся, что новая рубрика предоставит читателю много интересной и полезной информации.
Исторический календарь [6]
Церковный словарь [2]
Традиции и современность [14]
Свет православие [10]
Православные праздники и не только...
История и культура [16]
Русское слово [13]
Из истории русской эмиграции [6]
Из жизни клуба "Возрождение" [2]
Воинский подвиг [1]
Клубная страничка [2]
Славянскiй мiръ [2]
Царский крест [4]
Из истории Марийского края [4]
Дни славянской письменности и культуры [1]
Нам пишут [2]
В VK
Мини-чат
Почта
Логин:
Пароль:

(что это)

Сайт работает благодаря вашим пожертвованиям.

Форма для пожертвования:
Рассылки Subscribe.Ru
Лента "Душеполезное чтение"
Рассылки Subscribe.Ru
Лента "Возрождение"
Рассылки Subscribe.Ru
Лента "Форум клуба"

Общество друзей милосердия статистика
Besucherzahler femmes russes a marier
счетчик посещений
Сервер 'Россия Православная' Яндекс.Метрика Счетчик тИЦ, PR и обратных ссылок