Основные темы сайта:
Главная » Душеполезное чтение » Газета "Возрождение" » История и культура

Гоголь Н.В. и православие: трудный поиск пути к Богу

Русская литература проникнута Богоискательством. Особенно ярко это можно увидеть на примере великих писателей XIX века, одним из которых, без сомнения, был Николай Васильевич Гоголь. В своих произведениях он неизменно писал о том, что волновало его душу, стараясь отыскать ту Правду, которой так недостаёт нашему миру. Вашему вниманию предлагается статья, посвященная духовному пути Н. В. Гоголя от юношеского романтизма к Православию.

"Приход Бога в душу узнаётся по
тому, когда душа почувствует
иногда вдруг умиление и сладкие
слёзы, происшешие не от грусти
или беспокойства, но которых
изъяснить не могут слова".

Н. В. Гоголь, из письма Н. М. Языкову
от 4 ноября 1843 г.

Н. В. Гоголь как выдающийся художник слова - наш общепризнанный гений, но гений особенный, - скорей, он из когорты "странных гениев". С одной стороны, он страстно обличал людские и социально-общественные пороки тогдашней России, а с другой - в конце жизни разжёг в душе своей такой жертвенный костёр, что в его пламени безвозвратно были утрачены многие из его произведений, полных великих прозрений ума... На его творчестве лежит печать времени: оно мощным эхом отзывается нам и сегодня. Да, в сознании большинства современников Гоголь представлял собой классический тип писателя-сатирика, бичевателя людских пороков, блестящего мастера смеха. А вот другого Гоголя, религиозного мыслителя и публициста, автора "Размышлений о Божественной Литургии", его современники так и не узнали. Нас могут упрекнуть и сослаться на его "Выбранные места из переписки с друзьями"; но те, как известно, были изданы с большими цензурными изъятиями и большинством читателей оказались неверно восприняты. При жизни Гоголя оставалась неопубликованной и вся его духовная проза. А здесь он был поистине художником высочайшего уровня; но он обладал и обострённой религиозной одарённостью, и она возобладала в нём над чисто художественною жаждою творчества.
Гоголь сознавал: искусство, как бы высоко оно ни возносилось, останется пребывать среди сокровищ на земле. Для Гоголя же всегда были потребнее сокровища на небе. Религиозное странничество Гоголя не обошлось без блужданий и падений. Одно лишь несомненно:   именно   Гоголь   направил русскую литературу к осознанному служению православной Истине»1.
И, пожалуй, первым это чётко сформулировал в 1934 г. К. В. Мочуль-ский в книге "Духовный путь Гоголя": "В нравственной области Гоголь был гениально одарён; ему было суждено круто повернуть всю русскую литературу от эстетики к религии, сдвинуть её с пути Пушкина на путь Достоевского. Все черты, характеризующие "великую русскую литературу", ставшую мировой, были намечены Гоголем: её религиозно-нравственный строй, её гражданственность и общественность, её боевой и практический характер, её пророческий пафос и мессианство. С Гоголя начинается широкая дорога, мировые просторы"2.
Как известно, 18-летний автор поэмы "Ганц Кюхельгартен" (1827), равно как и многие русские литераторы начала XIX в., не миновал искушения немецкой философией эстетического идеализма Ф. Шиллера с его "неистовым" романтизмом протестантского толка. Но эта яркая вспышка европейского романтизма была недолговечной, ибо не было у того духовной почвы, потому и искушал он скорее внешними эмоциональными и эстетическими соблазнами, не затрагивая сердцевины творческого поиска русских литераторов. И всё же, как справедливо замечает М. М. Дунаев, "какие-то шрамы романтизм в душе многих оставил". Поэтому, когда Гоголь признавался в письме к С. П. Шевыреву от 11 февраля 1847 г., что "пришёл ко Христу скорее протестантским ... путём" (9, 362)3, такое свидетельство важно: "пусть и не глубоко, но царапнул его душу протестантский соблазн, отразившись и на романтическом увлечении гоголевской музы"4.И не только. Всплеск "романтического увлечения и протестантского соблазна" проявил себя у Гоголя и в принесших ему славу "Вечерах на хуторе близ Диканьки" (1831 - 1832), в коих пульсирует диковинная смесь из малоросского фольклора, немецкого романтизма и собственно гоголевского юмора с его виртуозной фантазией, выступавшей сродни гофмановскому мистицизму; однако всю причудливость своей фантазии Гоголь сплавил с усвоенными на родной земле волшебными преданиями. Но вот парадокс: бьющая через край гоголевская весёлость в "Вечерах" в основе своей порождена состоянием крайнего уныния их автора.
Именно уныние выступает как явление безблагодатной духовности. Это прекрасно понял и сам Гоголь: "Во всех наших начинаниях и поступках больше всего мы должны остерегаться одного наисильнейшего врага нашего... Враг этот - уныние. Уныние есть истое искушение духа тьмы, которым нападает он на нас, зная, как трудно с ним бороться человеку. Уныние противно Богу. Оно есть следствие недостатка любви нашей к Нему... и потому пуще всех грехов оно ненавидимо Богом" (6, 284). Примечательно здесь замечание М. М. Дунаева: "Да ведь и сам смех вышел же из духа уныния, не сразу и сознан был как средство борьбы со злом - но лишь как средство внешнего отвлечения от тягостной тоски"5. И далее: "Там, где современное ему человечество узревало лишь обыденную и скучную повседневность, Гоголь в ужасе зрел явление дьявола без маски. И от такого знания -как не впасть в тоску? Гоголевский смех становится выражением этой тоски -вот к подвигу преодоления чего он был призван ... Не ощущал ли он самого дыхания ада, которое выразил во всех этих ужасающих фантастических образах, преобильно наполнивших его творения? ... Для Гоголя борьба его со злом была углублена тем, что само его искусство, сам дар сатирического писателя становились источником искушения. В искусстве он сумел достичь высочайших вершин. Гениальный писатель, он с ужасом узрел вдруг в самой природе своей гениальности её сросшуюся сплетённость с тягою ко многим соблазнам. Но это помогло ему разглядеть и осознать зло не во внешнем мире, к чему он был склонен вначале, а в глубине собственной души. Дар-то был всё-таки свыше"6.
Всё это заставляло Гоголя строже взглянуть на своё литературное творчество и на свой талант, за который, верилось ему, он даст ответ Богу В 40-х годах начинается новый период в его жизни. В «Авторской исповеди» Гоголь так писал об этом: "С этих пор человек и душа человека сделались, больше чем когда-либо, предметом наблюдений. Я оставил на время всё современное; я обратил внимание на узнанье тех вечных законов, которыми движется человек и человечество вообще. Книги законодателей, душеведцев и наблюдателей за природой человека стали моим чтением..., и на этой дороге, нечувствительно, почти сам не ведая как, я пришел ко Христу, увидевши, что в Нём ключ к душе человека" (6,214).

 


Читайте также:
 
 
 
 
 


Александр Тихонович ЛИПАТОВ
доктор филологических наук,
профессор кафедры русского
и общего языкознания МарГУ

 


Источник: http://club-vozrojdenie.ru/load/22-1-0-160
Категория: История и культура | Добавил: Юрий (12 Мар 2010)
Просмотров: 5990 | Теги: художник слова, Православие, уныние, искусство, литература, Николаевич, Василий, гоголь, сатирик, душа | Рейтинг: 5.0/5
Поделиться:
Всего комментариев: 0
avatar
Категории раздела
Литературная страничка [12]
Державное строительство [3]
Книжное обозрение [2]
Раскрывает перед читателем широкую панораму книжного дела в современной России, знакомит его с новинками православной литературы и периодики, рассказывает о насущных проблемах и планах церковного книгоиздательства. Надеемся, что новая рубрика предоставит читателю много интересной и полезной информации.
Исторический календарь [6]
Церковный словарь [2]
Традиции и современность [14]
Свет православие [10]
Православные праздники и не только...
История и культура [16]
Русское слово [13]
Из истории русской эмиграции [6]
Из жизни клуба "Возрождение" [2]
Воинский подвиг [1]
Клубная страничка [2]
Славянскiй мiръ [2]
Царский крест [4]
Из истории Марийского края [4]
Дни славянской письменности и культуры [1]
Нам пишут [2]
В соц. сетях
Мини-чат
Почта
Логин:
Пароль:

(что это)
Поделиться в соц. сетях:




Сайт работает благодаря вашим пожертвованиям.

Форма для пожертвования:
Рассылки Subscribe.Ru
Лента "Душеполезное чтение"
Рассылки Subscribe.Ru
Лента "Возрождение"
Рассылки Subscribe.Ru
Лента "Форум клуба"

Общество друзей милосердия статистика
Besucherzahler femmes russes a marier
счетчик посещений
Сервер 'Россия Православная' Яндекс.Метрика Счетчик тИЦ, PR и обратных ссылок
40e78245a810e8be