Основные темы сайта:
Главная » Душеполезное чтение » Православие и мир » Другое

Должность священническая. Творение святителя Тихона Задонского

О семи святых Таинствах

О заповедях Божиих

Прибавление «К должности священнической». О Таинстве святого покаяния

Как поступать при исповеди и приобщении Св. Таин болящего

Увещание апостола к пастырям  

Инструкция о совершении браков

Инструкция учителям, как им в должности звания своего поступать

 

О семи святых Таинствах1

Краткое известие, которое каждый священник должен всю свою жизнь на память знать и разуметь

Вопрос. Что такое Таинство?

Ответ. Таинство – это служение, которое под неким зримым видом приносит в душу верного незримую благодать Божию.

В. Сколько есть Таинств?

О. Семь.

1. Крещение.

2. Миропомазание.

3. Покаяние.

4. Евхаристия.

5. Брак.

6. Священство.

7. Елеосвящение.

В. Кто установил Таинства?

О. Христос Господь установил, иные Сам, иные же через апостолов.

В. Для чего установил Христос Господь Таинства?

О. Во свидетельство любви Своей к нам и ко врачеванию во спасение наше.

В. Как действует Таинство ко спасению человеческому?

О. Изображает благодать Божию и печать Святого Духа в душе принимающего Таинство.

В. Могут ли Таинства повторяться?

О. Иные могут, а иные не могут повторяться.

В. Какие не могут, а какие могут повторяться?

О. Не могут повторяться следующие три:

1. Крещение.

2. Миропомазание.

3. Священство.

А последние четыре, то есть: Покаяние, Евхаристия, Браки Елеосвящение – могут повторяться.

В. Из чего состоит Таинство?

О. Из двух вещей, без которых не может быть Таинства.

1. Из материи, то есть из вещей, приличных Таинству.

2. Из формы, то есть из совершения, или слов священнических, которыми совершают Таинство.

В. Что надо соблюдать во всяком Таинстве?

О. Четыре вещи.

1. Должен быть священник правильно хиротонисанным.

2. Должна иметься подобающая и приличная вещь для Таинства, которое должно совершаться, например, в Крещении – вода, в Евхаристии – хлеб и вино, в Елеосвящении – елей, а также и при прочих Таинствах для них приличные вещи.

3. Должен священник знать, какими словами совершается Таинство, притом должен иметь крепкое намерение к совершению Таинства, чтобы по чину церковному действовать и совершать его силой Святого Духа. А без такого намерения, или когда священник не знает, какими словами совершается Таинство, или когда в беспамятстве действует, без всякого намерения, никогда не совершает Таинства, но как неключимый раб навечно в погибель осуждается.

4. Те, кто принимает Таинство, должны иметь к этому крепкое усердие и желание.

В. Что такое Крещение?

О. Крещение – это Таинство, в котором чрез трехкратное погружение в воде невидимой благодатью Святого Духа измываются грехи крещаемого.

В. Какая материя или вещь нужна для Крещения?

О. Вода естественная, простая, ни с чем не смешанная, чистая.

В. Какова форма или совершение Крещения?

О. Слова такие: «Крещается раб Божий или раба Божия (имярек) во имя Отца, аминь, и Сына, аминь, и Святаго Духа, аминь.

В. Что надлежит соблюдать в этом Таинстве?

О. Три вещи.

1. Должен иерей форму, или совершение, то есть слова: «Крещается раб Божий», и прочее, вместе с погружением говорить.

2. Восприемник, который за крещаемого отрицается дьявола и всех дел его, должен быть православным, а не еретиком.

3. Если крещаемый будет совершенного возраста, и может разуметь и говорить, пусть сам отрицается (дьявола и всех дел его) и отвечает на священнические вопросы.

В. Что такое Миропомазание?

О. Миропомазание – это Таинство, в котором дается нам сила чрез Святого Духа, чтобы мы возмогли твердо исповедать имя Христово и веру православную.

В. Какая материя или вещь Миропомазания?

О. Святое миро, освященное архиереем.

В. Какова форма, или совершение?

О. Слова такие: «Печать дара Духа Святаго, аминь».

В. Что подобает соблюдать в этом Таинстве?

О. Две вещи.

1. Миро святое должно быть неповрежденным в своем благоухании, потому что миро, не имеющее благоухания или воссмердевшее, не годится для совершения Таинства, так как с изменением благоухания изменилась и сущность его.

2. Иерей, помазуя (миром) на определенных местах, при всяком помазании должен повторять вышеуказанные слова: «Печать дара Духа Святаго, аминь».

В. Что такое Покаяние?

О. Покаяние – это жалость и болезнь о грехах, содеянных после Крещения, которые чрез нелицемерное и истинное исповедание и сокрушение сердца, чрез иерейское разрешение отпускаются.

В. Какая материя или вещь покаяния?

О. Грехи, сокрушение сердца, исповедь и епитимия.

В. Какая форма, или совершение, покаяния?

О. Слова такие: «Господь и Бог наш Иисус Христос благодатию и щедротами», – и прочее до конца.

В. Что такое грех?

О. Грех – это преступление заповеди Божией.

В. Почему называется грех смертным?

О. Потому что наносит душе вечную смерть.

В. Сколько смертных грехов?

О. Семь.

1. Гордость, то есть бесчинное желание власти и славы.

2. Лакомство (сластолюбие), то есть безмерное желание внешних благ, или, иными словами, желание иметь богатство и стяжание.

3. Блуд и нечистота, то есть бесчинное вожделение плотского осквернения, или самим делом исполнение телесной похоти.

4. Обжорство или чревоугодие, то есть безмерное употребление пищи и пития.

5. Зависть, то есть печаль и болезнь сердца о добре ближнего, радость и веселье о зле.

6. Гнев, то есть безмерное желание отмщения.

7. Леность, или уныние, то есть холодность и нерадение о душевном спасении.

В. Сколько грехов против Святого Духа?

О. Шесть.

1. Отчаяние, при котором не надеются на милосердие Божие.

2. Излишнее упование на милость Божию.

3. Сопротивление познанной истине Святого Писания и догматов веры, утвержденных апостолами и Святыми Отцами.

4. Зависть к духовным благам, которые ближний принимает от Бога.

5. Пребывание в грехах и состарение в злобе.

6. Нерадение о душевном спасении до кончины своей жизни.

В. Сколько грехов, вопиющих на небо к Богу и просящих отмщения?

О. Четыре.

1. Вольное человекоубийство.

2. Блуд Содомский.

3. Причинение зла убогим, вдовам и сиротам, обида и притеснение.

4. Удержание или несовершение платы наемникам и работникам.

В. Что должно соблюдать в Таинстве покаяния?

О. Восемь вещей.

1. Кающийся должен быть христианином веры православной, потому что покаяние помимо истинной веры Богу неприятно.

2. Также исповедание должно быть перед духовным отцом православным, так как еретик и отступник не разрешит кающегося от грехов.

3. Кающийся должен иметь сокрушение сердца и печаль о грехах, которыми прогневал Бога.

4. Кающийся должен исповедать все грехи подробно, объявляя каждый из них отдельно.

5. Исповедание должно быть смиренным, благоговейным, истинным; при исповедании должно обвинять самого себя и не порицать другого.

6. Кающийся должен иметь непременное намерение не возвращаться к тем грехам, которые исповеданы, и исправить свою жизнь.

7. После исповеди сразу должен исполнить назначенную духовником епитимию за грехи; епитимия же должна быть умеренной и назначаться с рассуждением относительно лица кающегося, чина, возраста, грехов и их причин, и прочего.

8. Печать Таинства такова: должен духовник в себе хранить грехи, слышанные на исповеди, и не открывать их никому, ни в каких случаях, кроме изъясненных в «Духовном Регламенте»2.

В. Что такое Евхаристия?

О. Евхаристия – это Таинство, в котором дается нам истинное Тело и истинная Кровь Христа Бога нашего под видом хлеба и вина, в котором истинно и господственно присутствует существенно Иисус Христос.

В. Какая материя или вещь Евхаристии?

О. Хлеб пшеничный, квасной, и естественное виноградное вино.

В. Какова форма, или совершение?

О. Слова такие: «И сотвори убо хлеб сей честное Тело Христа Твоего, а еже в чаши сей честную Кровь Христа Твоего, преложив Духом Твоим Святым», – и тогда хлеб и вино прелагаются в истинное Тело и в истинную Кровь Христову действием Святого Духа.

В. Что необходимо соблюдать в этом Таинстве?

О. Четыре вещи.

1. Должен быть иерей законно хиротонисанным, ибо никто это Таинство не может совершать, кроме архиерея или иерея.

2. Должны быть подобающие для этого Таинства вещи, то есть хлеб пшеничный, квасной, чистый, не смешанный с иной мукой; также и вино должно быть естественным и непритворным и не смешанным ни с чем, но чистым в себе самом, ни в уксус не обратившимся, ни заплесневшим. В него на проскомидии должно вливать немного воды, по чину, изложенному в Служебниках.

3. Престол, на котором приносится Безкровная Жертва, должен быть освящен самим архиереем; или вместо престола должен быть, по крайней мере, антиминс, освященный архиереем. Ибо никто не может освятить престола или антиминса, кроме архиерея.

4. Во время освящения Даров должен иерей мысль и намерение иметь, что существо хлеба и вина изменится в существо Тела и Крови Христовой действием Святого Духа.

В. Что такое брак?

О. Брак – это Таинство, посредством которого сочетаются лица мужского и женского пола по взаимному согласию обоих и по благословению иерейскому.

В. Какая материя или вещь брака?

О. Лица мужского и женского пола.

В. Какова форма, или совершение?

О. Согласие обоих на заключение между собой супружеского союза и хранение любви между собою, так чтобы не оставить одному другого до конца своей жизни.

В. Что подобает соблюдать в этом Таинстве?

О. Три вещи.

1. Желающие вступить в супружество должны приготовить себя благочестивыми делами, исповедать свои грехи и причаститься Божественных Таин за три или четыре дня перед венчанием.

2 Должны иметь правое намерение сочетаться не по страсти, и не ради плотского угодия, но чтобы род человеческий к славе Божией умножился, для благословенного рождения и благоугодного воспитания своих детей. 3. Не должно быть никакого препятствия, какими являются, например, родство между ними, плотское или духовное; также запрещенное время, такое, как пост; или принуждение к супружеству нежелающих детей родителями, и прочее тому подобное.

В. Кто такой Священник?

О. Священник – это строитель Таинств Божиих.

В. Что такое Священство?

О. Священство – это Таинство, в котором чрез архиерейское рукоположение дается от Бога особенная власть иерею служить и совершать по чину Божественные Таинства.

В. Чем совершается Священство?

О. При возложении архиерейской руки с краем омофора на главу освящаемого молитвой или словами такими: «Божественная благодать, всегда немощная врачующи» , – и прочее до конца.

В. Что должно соблюдать в Таинстве Священства?

О. Шесть вещей.

1. Лицо, приемлющее Таинство, должно быть правильного возраста, то есть тридцати лет, так как Спаситель в тридцать лет начал проповедовать и учить народы. Но может и тот, кто моложе, быть принятым, если преуспеет разумом и добродетелью.

2. Не может быть двоеженцем или женившимся на вдове.

3. Не может быть рожденным от явного блуда.

4. Не может быть оскверненным особенно мерзким грехом, тем более явным или ведомым для многих: человекоубийством и прочим.

5. Должно иметь изрядный разум, доброе устроение и благоразумие к строению Божественных Таинств.

6. Должно иметь целыми те члены тела, которые нужны для этого звания, то есть, не может быть слепым, глухим или прочее, по правилу 78 святых апостолов.

В. Что такое Елеосвящение?

О. Елеосвящение – это Таинство, в котором чрез помазание елеем, освященным молитвой иерейской, дается больным оставление грехов, спасение души и здравие тела.

В. Какая материя или вещь Елеосвящения?

О. Елей чистый, несмешанный, освященный.

В. Какая форма или совершение Елеосвящения?

О. Молитва такая, иереем произносимая: «Отче святый, Врачу душ и телес! Исцели помазанием сим раба Твоего», – и прочее до конца.

В. Что должно соблюдать в этом Таинстве?

О. Четыре вещи.

1. Священнослужителей при совершении этого Таинства по церковному чину должно быть семь. Нужды ради может быть и меньше.

2. Немощный должен прежде исповедоваться в грехах своих, затем принять это Таинство, а потом причаститься Божественных Таин.

3. Елей должен быть чистым, без всякой примеси.

4. Каждый из совершающих Таинство Елеосвящения иереев должен во время помазания читать предписанную молитву: «Отче святый, Врачу душ и телес», – поскольку в это время Таинство совершается.

В. Всякий ли может это Таинство принимать?

О. Не всякий, но только лишь немощный тяжким недугом и близ смерти находящийся, по словам святого апостола Иакова: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит («спасет» в церк.-слав.) болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак 5:14–15).

О заповедях Божиих

В. Сколько заповедей Божиих, Моисею данных на Синае?

О. Десять, они следующие (Исх 20:1–17):

1. «Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов пред лицем Моим».

2. «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои».

3. «Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно».

4. «Помни день субботний (т.е. воскресный), чтобы святить его; шесть дней работай и делай в них всякие дела твои, а день седьмой – суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни вол твой, ни осел твой, ни всякий скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих; ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его».

5. «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы тебе было хорошо и чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе».

6. «Не убивай».

7. «Не прелюбодействуй».

8. «Не кради».

9. «Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего».

10. «Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ничего, что у ближнего твоего».

Прибавление «К должности священнической». О Таинстве святого покаяния

Совет иерею, как поступать при исповеди.

Пресвитеру должно иметь великое рассуждение и всякое опасение, когда кающегося грешника исповедует; поэтому помимо указанного в Требниках об образе исповеди советую учитывать нижеследующее и так поступать.

1. Когда ты, пресвитер, сына своего духовного исповедуешь, то должно тебе его вначале со всякой кротостью, тихостью, как врачу душевному, увещевать, чтобы он все грехи объявил, какие после исповеди прежде бывшей содеял, и спросить: исполнил ли епитимию, от духовного отца или от тебя самого, пресвитера, данную? И тогда, как объявит он, что исполнил, ты ему можешь так говорить:

«Богу ты, чадо, исповедуешься, Которого грехами прогневал; а я служитель Его недостойный и свидетель твоего покаяния. Ничего не утаи, не стыдись и ничего не бойся, так как нас здесь только трое: Бог, пред Которым ты согрешил, Который все твои грехи так, как они делались, совершенно знает; потому что Бог везде есть, на всяком месте, и где ты что делал, или говорил, и думал худое или доброе, Он тут был, и все это совершенно знает, и ныне с нами есть, да только одного твоего добровольного покаяния и исповедания ожидает. Ты сам также свои грехи знаешь. Не стыдись же их все выговорить, раз уж делать их не стыдился. Я третий, тебе подобострастен, такой же человек, как и ты, поэтому и меня нечего стыдиться».

Притом объявить исповедующемуся, чтобы всем простил, на кого имеет вражду, поскольку и Бог тому не прощает, кто сам ближнему не прощает согрешений, – так Сам Христос учит: «А если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф 6:15), – да и с прочими чтобы примирился, кого чем ни обидел, и если что похитил, возвратил бы. А когда сам прощает обидевшего и если кого обидел и что похитил, обещает возвратить, поступай с ним на исповеди так, как в Требниках об исповеди напечатано.

2. Когда при исповеди заметишь, что исповедующийся сокрушается сердцем и печалится о грехах, то это хорошо, Богу благодарение! А если не заметишь в нем того сожаления и сердечного сокрушения, то всячески старайся к тому его привести, чтобы сожалел, что Бога такого благого, такого милостивого, такого великого благодетеля грехами прогневал. Что можешь и примером сделать, показывая свою сердечную болезнь о том, что мы все Бога прогневляем, и речь умилительную употребить. Таким образом ты можешь говорить:

«Знаешь ли, чадо, каковыми тогда пред Богом являемся, когда грешим? Являемся мы крайне неблагодарными; тогда отстаем мы от Бога, а пристаем к противнику Его и нашему врагу дьяволу; отметаем Его отеческую любовь, уничижаем Кровь Сына Божия, нас ради пролитую; презираем Его святое Евангелие и то, что нас Он питает, греет, сохраняет от всякого зла, солнце на нас сияет, подает нам дождь и всякие плоды в пищу, – мы же все эти благодеяния забываем тогда, когда грешим. Потому что, когда грешим, не слушаем Его, отвращаемся от Него. А на всю эту неблагодарность нашу Бог с небес глядит. Рассуди же, каково Богу видеть такую нашу неблагодарность, Богу благодетелю и Отцу нашему, так нас возлюбившему, так нас жалеющему и милующему! Ах, что мы делаем, что мы так бесчувственны!.. Не жалко ли родителям нашим, отцу и матери, когда мы их наставлений не слушаем и им противимся? Не жалко ли благодетелю нашему, когда ему вместо любви ненависть, вместо добра зло воздаем? Не больше ли Богу печали от нас, Богу, нас питающему, одевающему, сохраняющему от всякого зла и прочие благодеяния исполняющему, когда Ему вместо любви ненависть воздаем и такую являем неблагодарность? Ах, лучше бы нам тогда солнце не сияло, лучше бы света этого не видеть, лучше бы родителей и друзей лишиться, лучше бы сто крат умереть, лучше бы на свете не жить!..».

3. После исповеди, когда уже отпускаешь от себя сына духовного, должен ты, пресвитер, исповедавшегося увещевать, чтобы он впредь от грехов всячески берегся и о том всегда помышлял, чтобы ничего в свете более любезного не иметь, чем своего Создателя Господа Бога, и при случае за честь Его и здоровья и жизни своей не пощадить; и чтобы все то думал делать, что воле Его святой угодно; а за грехи бывшие, чем можно, удовлетворить старался. Тут ты ему предлагай, что Бог грехов весьма ненавидит и за грехи всякую казнь наводит. Ты ему можешь говорить об этом следующим образом: «Так Бог грехов ненавидит, что для истребления их Сына Своего послал в мир. Так учит Апостол Христов Иоанн Богослов: «Для сего-то и явился Сын Божий, чтобы разрушить дела диавола» (1Ин 3:8), а дела дьявола – это грехи.

Бог за грехи всякую казнь наводит, Бог за грех ангелов не пощадил и с небес низринул; за грехи Адама со всем поколением из рая выгнал и на смерть осудил; за грехи весь мир водами потопил; за грехи Содом и Гоморру с окрестными городами огнем с небес сожже; за грехи геенну, ад и муку нестерпимую уготовил. За грехи и ныне всякие бывают беды; за грехи болезни, скорби, войны, страшные кровопролития бывают; за грехи моровые язвы, пожары, нападения иноплеменников, голод, и прочее тому подобное бывает. И ты, чадо, помня это, берегись впредь грешить, да не какое зло и тебя постигнет; а за те грехи, которые до сего времени ты сделал, постарайся удовлетворить».

Эти три пункта вместе надлежит соблюдать при исповеди, когда здорового исповедуешь. Что касается последнего, третьего, можно это духовнику говорить и всем вообще исповедавшимся, после исповеди.

Как поступать при исповеди и приобщении Св. Таин болящего

Во-первых, при исповеди должен ты, иерей, больного увещевать, чтобы всем простил, от кого как ни обижен; также и кого чем обидел, наградил бы, как можно; а после исповеди ты утешать его должен, предлагая ему Божие милосердие, никакими грехами не преодолеваемое, только бы исповедавшийся жалел, что через всю жизнь Бога Благодетеля своего прогневлял. Так можешь ты говорить больному:

«Чадо, хотя и так и так ты согрешил, однако же, не отчаивайся в Божием милосердии; признавай себя пред Богом виновным, жалей, что согрешил; а Бог и это твое малое покаяние и сокрушение сердца примет, ибо не от долгого времени покаяние зависит, но от усердия кающегося. Вот тебе примеры милосердия Божия к кающимся грешникам, которые Святое Писание, Духом Святым написанное, предлагает; приведи их себе на ум и всегда помни:

Мытаря, великого грешника, в едином часе к Нему возопившего, простил Бог (Лк 18:9–14).

Блудного сына, расточившего имение свое с блудницами, любезно принял (Лк 15:10–32).

Грешнице великой, плачущей, отпустил грехи многие и сказал: «Прощаются грехи ее многие» (Лк 7:47).

Разбойника, на кресте при последнем часе возопившего так: «Помяни меня, Господи, когда приидешь в царствие Твое!» (Лк.23:42), – простил и сказал так: «Ныне же будешь со Мною в раю» (Лк 23:43).

Петра, трижды отвергшегося и плакавшего о согрешении, любезно принял и снова утвердил в апостольском чине.

Манассию, царя иудейского, ниневитян, беззаконновавших и покаявшихся, простил (2Пар 33:1–20; Ион 3).

Да и Сам говорит неложными устами: «Не хочу смерти грешника», – и прочее (Иез 33:11).

Вот, чадо, как Бог к грешникам кающимся милосерден! Тот же милосердный Бог и ныне ту же к кающимся грешникам милость являет. Потому что Он – Создатель наш, а мы создания Его; Он – Бог наш, а мы люди Его; Он – Господь наш, а мы рабы Его; Он – Отец наш, а мы сыны Его недостойные, – потому всячески умилостивится над нами, когда к Нему со слезами и сожалением обращаемся. Он и твое сокрушенное исповедание милостью Своею приемлет и благодатью Своею грехи твои отпускает ради смерти возлюбленного Сына Своего Господа нашего Иисуса Христа. Будь же обнадежен в спасении своем, мужайся, утверждайся, противных этому никаких дум в голову не приемли!»

По утешении приобщает иерей больного Тела и Крови Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, говоря такие слова: «Вот тебе милосердый и человеколюбивый Христос Бог наш Тело и Кровь Свою преподает в знак Своей к тебе милости и любви, в напутствие жизни вечной: прими, любезнейший, этот залог вечной жизни с духовной радостью и любовью, и благодари великого Милостивца, и, сими Святыми Тайнами укреплен, будь благонадежен. Благодать Господа нашего Иисуса Христа да будет с тобой, вразумляющая, укрепляющая, ограждающая, наставляющая в тихое вечной жизни пристанище, и Ангел Божий, верный твой хранитель, аминь».

Увещание апостола к пастырям

«Внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею» (Деян 20:28). Святой апостол Павел говорит пресвитерам Церкви Ефесской: «Внимайте себе и всему стаду». Внимайте же и тому, как дорого стало Христу Богу стадо Его, то есть словесные Его овцы, к которым вы Духом Святым пастырями поставлены. А как дорого? Христос за это стадо пролил Свою Кровь, и одна капля Которой бесценна, ибо она Божественная. Горе же нам, если нашим нерадением, и еще того большее горе, если соблазнами какая-нибудь овца от сего стада погибнет! Взыщет Он всех Своих овец, когда сядет на престоле славы Своей, уже не как Пастырь, но как Господь и Судья. «Смотрите же, – апостольское слово прилагаю, – поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые» (Еф 5:15). Вот и прещение Божие на пастырей: «Так говорит Господь Бог: вот, Я – на пастырей, и взыщу овец Моих от руки их» (Иез 34:10).

Инструкция о совершении браков 2

«По указу Ее Императорского Величества, Самодержицы Всероссийской, от преосвященного Тихона, епископа Воронежского и Елецкого, всех Воронежской епархии приходских церквей священникам».

Так как в консистории нашей оказалось, что многие люди, в том числе приходящие из дальних мест, как мужского, так и женского пола в брачное супружество вступают в противность правил св. отцов, и потому беззаконное, как-то в четвертые браки, а иные мужья от живых жен, а жены от живых мужей, а иные дети малые со взрослыми и намного старшими их девицами в супружество входят, а священники иные, лакомством прельщаемые, иные в пьянстве, иные слепотой ума помраченные, как из дел по консистории явствует, важности дела не рассуждая, беззаконные браки венчают, и тем, как себя, так и других в тяжкие грехи приводят, а вышестоящим великие затруднения и отягощения причиняют, и за то, как повенчанные беззаконно, так и венчавшие священники правильному подпадают штрафованию. Потому, в пресечение беззакония приказали всем священникам нашей Воронежской епархии чинить следующее:

1) Священникам не своих приходов браков отнюдь не венчать, кроме благословной причины, то есть или когда иерей того прихода, в котором в брак вступающие находятся, будет болен, или запрещен, или в монастырь послан будет, или иная подобная причина не позволяет ему самому венчать. А кроме этих причин отнюдь не приступать к венчанию. И если иерей по этим причинам будет венчать брак чужого прихода, то должен сперва внимательно рассмотреть, нет ли какого препятствия.

2) Когда в своем приходе поп хочет брак венчать, то должен смотреть, первым ли, или вторым браком в супружество вступают сопрягаемые лица.

3) Нет ли между брачными родства, указанных лет, и прочего, что в Кормчей книге о Таинстве супружества в главе 51 изображено, копия которой прилагается к сему.

4) Когда вторым или третьим браком сопрягаются, оба ли вдовые, или не оба, и давно ли овдовели, оба или один. Например, если муж вдов, то когда жена его умерла, и где и кем погребена, и записана ли в книгах. Если жена вдова, то когда умер ее муж, и где и кем погребен, и записан ли в книгах, или есть ли о тех умерших свидетели-очевидцы, что они точно умерли и погребены, или поп сам тех погребал, и прочее накрепко и прилежно исследовать, и если никакого сомнения и фальши не явится, тогда венчать.

5) Если в каком приходе со стороны какой или пришедший издалека живет мужчина или женщина, то таковых отнюдь не венчать, хотя бы и свидетелей, или письменные виды, или рассказы представили, что мужчина подлинно вдов, или женщина подлинно вдова, но велеть им, как мужскому, так и женскому полу, взять от присутственного места, где прежде жили, за надлежащей скрепой и за приложением канцелярской печати, свидетельство в том, что муж много ли раз женат, а жена за многими ли мужьями была, и подлинно ли у мужа жена, а у жены муж умерли или убиты, где, когда и кем погребены, и когда таковые свидетельства священником представлены будут, оные им присылать в консисторию нашу на рассмотрение при доношениях.

6) Если какой муж или жена будут объявлять, что у мужа жена, а у жены муж без вести находятся несколько лет, и станут поэтому требовать венчания с другими, таких, сколько бы лет какое бы лицо без вести ни находилось, отнюдь не венчать, а велеть таковым являться и о бракосочетании дозволения просить в консистории нашей. Также поступать и с женами, которые будут объявлять, что мужья их на войне убиты или без вести пропали.

7) Так и в прочем испытание всеприлежное чинить, нет ли какого препятствия к бракосочетанию, и если хотя бы малое сомнение покажется, – не венчать, но требовать совета от нашей консистории, представляя о том письменно изъяснение.

8) Если какой священник в венчании браков противно вышеобъявленной 51 главы о Таинстве супружества и сей нашей инструкции поступать станет, и в том кем-либо через донос обличится, таковой без всякого упущения лишен будет священства. А хотя и не будет доноса о повенчании незаконного брака, однако же поп, венчавший беззаконный брак, как преступник святых правил, и людей в грехи тяжкие приводящий, и потому к их грехам приобщающийся, Страшного Суда Божия не избежит. От беззаконных же браков грехи последуют такие: когда муж от живой жены, а жена от живого мужа венчана, то бывает прелюбодеяние; когда родственники венчаются, то последует кровосмешение; когда малолетний малец со взрослой девицей венчается, из-за этого случиться могут вражды, отравления, прелюбодеяния, кровосмешения, убийства, а, что хуже, в таковых грехах многие умирают. А поп венчавший всему тому злу виновен, и потому самого себя и других явно в ров погибели вечной ввергает.

Рассуждайте, священники, которые за шутку ставите беззаконные браки венчать, и одумайтесь, и себя и бедных людей пощадите.

Ноября 16 дня 1767 года».

Инструкция учителям, как им в должности звания своего поступать3

1. Учителям учеников, ни к какой своей службе не употреблять.

2. Обучать не только грамоте, но и честной жизни, страху Божиему, поскольку грамота без страха Божия, не что иное, как безумному меч.

3. Неисправных, ленивых и своевольных наказывать розгами, а иногда и словами. А своей рукой в голову, или как-либо иначе, не дерзать.

4. Учредить над всеми сотского, которого из них же выбрать, честного, постоянного, разумного подросшего человека.

5. Должность его в том состоит, чтобы он каждый день рапортовал учителю о состоянии учеников, как кто имеется, все ли в школе, все ли дома, не бежал ли кто, и прочее.

6. Сотскому придать помощников десятских, так же из честных учеников, а тем десятским придать по десять человек.

7. Должность десятских в том состоит, чтобы дважды в день рапортовали сотскому о состоянии своего десятка, и смотрели за благочинием каждого.

8. Ученикам в святую церковь ходить в праздничные и воскресные дни к вечерни, к утрени и литургии, и тем, которые могут читать и петь, становиться по клиросам.

9. В полуелейные дни ходить только к литургии, а тем, кто хочет, и к утрени.

10. Ходить в церковь, при которой кто квартиру имеет, что десятским смотреть приказывать накрепко.

11. Квартиру иметь тем ученикам у священников, диаконов и прочих клириков, а где священно – и церковнослужителей мало имеется, у обывателей.

12. Для собрания учеников, привесить близи школы на высоком месте колокольчик, или, если близко находится церковь, – на колокольне, в который звонить, чтобы они слушали того колокольчика, и так, когда звонок бывает, шли бы в школу.

13. Учителям приказывать звонить в летнее время, когда дни великие, по восхождении солнца часа с два спустя, и отпускать после обеда, перед вечером, часа за два до захода солнца.

14. В зимнее и осеннее время звонить в школу, как видно будет читать, а отпускать при заходе солнца.

15. Звонок дважды должен быть в день, по утру и после обеда.

16. После обеда, считая по выходе из школы часа два спустя, звонить в школу.

17. К праздникам Господским: Рождесту Христову и к святой Пасхе на две недели, и сверх того с середины июля до середины августа, на целый месяц, отпускать домой к своим родителям с подписками, а ближних можно и к прочим праздникам отпускать.

18. По субботам после обеда не быть учению обыкновенному, однако же, ученики должны в школу собираться, а учителя читать им Катехизис православного исповедания, а кто не может, просто читать, как написано.

19. В субботу до обедни или после обедни учителю можно читать ученикам акафист Пресвятой Богородице.

20. Учителя должны приказать ученикам, чтобы наизусть выучили Архангелово ко Пресвятой Богородиц приветствие сие: «Богородице Дево, радуйся, благодатная Марие, Господь с Тобою: благословенна Ты в женах и благословен плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших». И это прочитывал бы каждый про себя каждый день утром двенадцать, и вечером двенадцать же раз, и так каждые сутки двадцать четыре раза.

21. Учиться ученикам, таким образом: которые Часослов или Псалтирь учат, тем до обеда учиться читать, а после обеда писать, ибо так им попеременно учиться веселее и охотнее будет.

22. Во вторник и в четверг после обеда вновь не учиться, а прочитывать ученое, чтобы то, что выучили, не позабыли.

23. По собрании учеников в школу, как учитель придет в школу, читать с умилением и благоговенствием тропарь недели сыропустной: «Премудрости Наставниче, смысла Подателю, немудрых наказателю и нищих защитителю, утверди, вразуми сердце мое, Владыко: Ты даждь ми слово, Отчее слово: се бо устне мои не возбрани, во еже звати Тебе: Милостиве, помилуй мя падшаго». И читать не одному, а всем ученикам четко, и вразумительно. Читать до обеда и после обеда, как учитель в школу придет.

24. Выходя из школы читать: «Достойно есть яко воистину блажити Тя Богородицу», и прочее до конца.

25. Учитель, так как не может всех учеников выслушать до конца, как кто выучил назначенный урок, определит надзирателей из лучших учеников, которые и Псалтирь уже выучили и неплохо читают, и поручит им назначенное число учеников, чтобы каждый своих знал и до прихода учителя в школу слушал, а учителю, по приходе в школу, рапортовал, как кто свою задачу выучил.

26. Учитель, по доносу надзирателей, нерадивых и ленивых учеников, должен по своему усмотрению наказывать, а прилежных и о своей пользе старающихся должен жаловать, как может.

27. О тех учениках, которые будут понятливыми и научатся книгочтению и писанию, немедленно представлять к нам, кто именно и чьи дети.

28. Будучи же при сем, означенному учителю поступать добропорядочно и все вышеописанное исполнять непременно, под страхом должного и неупустительного по указам штрафа за какое-либо преступление, или же за неисполнение вышеописанного.

* * *

1

Сочинение «О семи тайнах святых» было написано святителем Тихоном вскоре после Его вступления на воронежскую кафедру, а именно в 1763 г., в пособие тем священнослужителям, которые, по недостатку училищ, не смогли своевременно получить необходимого для своего служения образования. «Книжица» эта, равно как и прибавление к ней (о тайне св. покаяния), написанное год спустя, была разослана святителем в списках по всем епархиальным монастырям и духовным правлениям для безвозмездной раздачи священнослужителям. Обе статьи напечатаны в первый раз в «Остальных сочинениях» св. Тихона (изд. в 1799 г. протоиреем Болховитиновым), с которыми, в связи с утратой подлинника, и сличены для настоящего издания.

2

 

«Инструкция о совершении браков» была разослана святителем циркулярно по всему духовенству воронежской епархии. В резолюции, по сему случаю состоявшейся, святитель пишет: "По указу Ея Императорскаго Величества, приказали: консистории нашей, с сочиненной нами о предосторожном воронежской нашей епархии священникам браков венчании инструкции, и выписанного из Кормчей книги о тайне супружества списка списав точные копии, за надлежащим свидетельством разослать в духовные правления при указах немедленно. А тем правлениям со оных копий в самой скорости списав же копии, и за свидетельством же, раздать каждому ведомства своего всех церквей священникам с росписками, со объяснением в тех росписках, которого именно года, месяца и числа священник те копии примет, и те росписки прислать в консисторию при доношениях неукоснительно, где оные подписки хранить в целости. А вновь производимым попам с той инструкции и списка копии отдавать в консистории, коих в принятии оным попам расписываться на производимых о посвящении их в попа делах неотменно». Епископ воронежский Тихон.

 

3

«Инструкция учителям, «како им в должности звания своего поступать» впервые была напечатана в «Тамбовских Губернских Ведомостях» в 1856 г. По замечанию редакции, «подлинная инструкция находится в архиве лебедянского духовного правления и подписана так: Смиренный Тихон, Епископ Воронежский и Елецкий. Сентября 1-го дня 1763 г.» Чем была вызвана, и для кого предназначена эта инструкция, видно из объяснения, которое ей предпослано. «Сего 1763 года августа дня», – говорится в объяснении, – «имели мы рассуждение о приходящих к нашему смирению разных епархии нашей городов и уездов священно – и церковнослужительских детях, с прошениями об определении их к святым церквям в иереи, диаконы, дьячки и пономари, кои мало что умеют по книгам читать, а иные и вовсе не знают, и для такового в книгочтении незнания недостойны являются и производства. А понеже оных священно – и церковнослужительских детей в книгочтении незнание от единого токмо в том нерадения самих отцов их происходит, того ради, по указу Ея Императорского Величества, приказали: для обучения имеющихся в епархии нашей священно – и церковнослужительских детей книгочтению, пению и писать в твердость, учредить в городах Словенские школы, а в них, ради всегдашнего в обучении наблюдательства и старательства, определить учителей, которых выбрать с тех городов священникам, с общего согласия, добрых, честных и довольно знающих Божественного писания читать, также писать и петь, из священников или диаконов. А ежели где много учеников будет, можно придать из диаконов честного ж поведения человека в помощники. А како им, учителям в должности звания своего поступать, о том значит ниже сего»...


Читайте также:

Святитель Тихон Задонский

Митрополит Иларион (Алфеев): Парадокс и тайна Евхаристии

Великий Четверг

О православном понимании таинства Евхаристии

Протоиерей Глеб Каледа Домашняя церковь

«Главное – научить народ молиться»

Таинство сбережения святыни


 



Источник: https://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonskij/dolzhnost-svjashhennicheskaja/
Категория: Другое | Добавил: Vladimir (25 Июл 2018)
Просмотров: 54 | Рейтинг: 5.0/1
Поделиться:
Всего комментариев: 0
avatar
Категории раздела
Апологетика [7]
Аскетика [3]
Богословие [45]
Вера и жизнь [34]
Вера и наука [4]
Ветхий Завет [1]
Текст. Толкование
Дела милосердия [4]
Духовная жизнь [16]
Дорога к храму [19]
Закон Божий [11]
История Церкви (христианства) [6]
Катехизис [2]
Литургика [8]
Новый Завет [6]
Текст. Толкование
Подвижники [29]
Православие и медицина [3]
Размышления [94]
О грехах и добродетелях. Месяцеслов с размышлениями православного священника на каждый день года
РАССКАЗЫ СТРАННИКА [16]
ОТКРОВЕННЫЕ РАССКАЗЫ СТРАННИКА ДУХОВНОМУ СВОЕМУ ОТЦУ.
Святая гора Афон [21]
Святые места [17]
Сектоведение [1]
Слово пастырей [75]
Слово и послание пастырей
Храм святой мученицы Татианы [3]
История, события, новости, связанные со храмом
Другое [58]
В соц. сетях
Мини-чат
Почта
Логин:
Пароль:

(что это)
Поделиться в соц. сетях:




Сайт работает благодаря вашим пожертвованиям.

Форма для пожертвования:
Рассылки Subscribe.Ru
Лента "Душеполезное чтение"
Рассылки Subscribe.Ru
Лента "Возрождение"
Рассылки Subscribe.Ru
Лента "Форум клуба"

Общество друзей милосердия статистика
Besucherzahler femmes russes a marier
счетчик посещений
Сервер 'Россия Православная' Яндекс.Метрика Счетчик тИЦ, PR и обратных ссылок
40e78245a810e8be