Главная » Душеполезное чтение » Православие и мир » Богословие

Догматика и жизнь. О богословии Симеона Афонского

Старец Симеон Афонский пишет свои книги в молитвенном созерцании, поэтому догматических ошибок быть не может. Даже то, что мы назвали ошибкой (слово «Бог» в отношении обоженного человека написано с большой буквы - https://youtu.be/lytT4-XNg2g?t=1642) было бы неточностью лишь для догматического трактата. А в экзегетическом и поэтическом произведении такое использование оправдано, ведь это слово является логическим и интонационным ударением. Там же мы привели перевод похожего текста прп. Симона Нового Богослова, где слово «Бог» в том же контексте, в отношении обоженного человека, пишется большой буквы: https://youtu.be/lytT4-XNg2g?t=1741  (перевод иером. Серафима) .

Надо понимать, что наше занятие - не направлено против кого-то или в защиту каких-то текстов. Это продолжение  полемики свт. Григория Паламы и Варлаама, а также прп. Симеона Нового Богослова и Стефана Никомидийского. Речь идет не о цитатах, а о направлении мысли. Мы анализируем столкновение двух точек зрения:

 Старец Симон говорит о том, что наше призвание стать богами, перспективы бесконечны, и это накладывает огромную ответственность на каждый наш поступок, каждый помысел, взгляд, каждое мгновение нашей жизни (!). Что человек - это лишь неполная заготовка, задаток. А настоящим исполненным и живым он может стать лишь живя в Боге и Богом. Наконец, этот путь обожения требует не «вечерних молитв», а всей нашей жизни без остатка. Где Православная Церковь в своих таинствах открывает нам перспективы не возможные ни для кого другого.

Другая точка зрения:  Какие там призвания и перспективы?! Бог нам транцедентен. Надо жить здесь и сейчас! Просто будь добрым и хорошим человеком: вот она жизнь, море ощущений и удовольствий! Сколько всего интересного! Посмотри, все радуются жизни, и ты радуйся: фильм посмотри, роман почитай, - а вечером «вечерние молитвы» прочитаешь и хватит. О том, что все земное когда-то кончится, - просто не думай, не забивай голову. А церковь нам нужна для борьбы: вы объединяйтесь, а я вам покажу где враги, - и будем вместе воевать за правду…

Другими словами, речь идет вот о чем: Ведь если Христос  обожил человека во всей полноте, то  и мы должны Ему подражать, и нам нужно обожить и душу, и тело, и выйти за их пределы (!). Христос же является прототипом для нас. Тогда «уже не мы живем, а в нас живет Христос» (должен жить), а члены наши - члены Христа. Тогда каждое мгновение обретает смысл лишь в Боге и с Богом (или оно потеряно).

А если Христос не обожил человека во всей полноте (крипто-монофизитство, которое трансформировалось потом в учение Варлаама), тогда и с нас какой спрос? Поймите, сказать: «какой с нас спрос?» - то же самое, что сказать: «Христос не обожил человеческую природу в полноте». Или если в Божестве Христа все человеческое растворяется (монофизитство) или если божественные энергии тварны (учение Варлаама, отсюда обвинение прп. Симеона Нового Богослова в неправославности, и наконец, обвинения Симеона Афонского в неправославности), то и наша человеческая душевно-телесная жизнь уже не Богу, а нам принадлежит и большого значения для Вечности не имеет. Телу даем телесное упокоение, душе - разнообразие ощущений и стараемся не грешить. А Бог нам трансцендентен и далек. Он сам по себе - а мы сами по себе. Тогда выжимаем из земной жизни все, что удастся, и надеемся на помилование.

Цель нашего занятия, конечно, не полемика. Мы хотели показать, что подлинная догматика - это не определения из семинарских учебников, а нечто живое и личное, что имеет отношение прямо здесь и сейчас конкретно к моей жизни. В противном случае все эти определения превращаются в пустой звук. Каждый термин имеет самое непосредственное отношение лично ко мне, моему детству, юности, моим грехам - https://youtu.be/lytT4-XNg2g?t=1183. Поэтому понять важные термины можно лишь, если твоя жизнь соответствует тому, что ты хочешь для себя открыть.

И вот, мы возвращаемся к тому, с чего начали: если жизнь твоя не соответствует духу читаемого текста, то ты ни единого слова в нем понять не сможешь. Поэтому Отцы и писали парадоксальные слова: «Богослов - это тот, кто молится».



Источник: http://www.isihazm.ru/?id=384&iid=2925
Категория: Богословие | Добавил: Vladimir (09 Июл 2018)
Просмотров: 17 | Теги: Симеон Афонский, человек, Бог, афон, обожение, богословие | Рейтинг: 5.0/1
Поделиться:
Всего комментариев: 0
avatar
Форма входа
Категории раздела
Апологетика [7]
Аскетика [2]
Богословие [43]
Вера и жизнь [34]
Вера и наука [4]
Ветхий Завет [1]
Текст. Толкование
Дела милосердия [4]
Дорога к храму [19]
Закон Божий [11]
История Церкви (христианства) [6]
Катехизис [2]
Литургика [8]
Новый Завет [5]
Текст. Толкование
Православие и медицина [3]
Размышления [93]
О грехах и добродетелях. Месяцеслов с размышлениями православного священника на каждый день года
РАССКАЗЫ СТРАННИКА [16]
ОТКРОВЕННЫЕ РАССКАЗЫ СТРАННИКА ДУХОВНОМУ СВОЕМУ ОТЦУ.
Святая гора Афон [17]
Святые места [15]
Сектоведение [1]
Слово пастырей [73]
Слово и послание пастырей
Храм святой мученицы Татианы [3]
История, события, новости, связанные со храмом
Другое [59]
В VK
Мини-чат
Почта
Логин:
Пароль:

(что это)




Сайт работает благодаря вашим пожертвованиям.

Форма для пожертвования:
Рассылки Subscribe.Ru
Лента "Душеполезное чтение"
Рассылки Subscribe.Ru
Лента "Возрождение"
Рассылки Subscribe.Ru
Лента "Форум клуба"

Общество друзей милосердия статистика
Besucherzahler femmes russes a marier
счетчик посещений
Сервер 'Россия Православная' Яндекс.Метрика Счетчик тИЦ, PR и обратных ссылок
40e78245a810e8be