Главная » Душеполезное чтение » Православная народная газета » И свет во тьме светит |
ЧТОБЫ В НАС БЫЛО БОЛЬШЕ ХРИСТА
Обобщая опыт работы с молодежью, отец Рустик отметил: «В 2003 году в Самарской епархии стали создаваться молодежные клубы, деятельность которых развивается по нескольким направлениям, имеющим своей конечной целью воцерковление или вхождение в духовный мир Церкви, где человек обретает самое главное в своей жизни - встречу с живым Богом. Наши земные пути к этому могут быть разные, например, это одно из направлений нашей работы - социальное служение. Самарские молодые люди окормляют несколько онкологических больниц, военный госпиталь, детские дома, активно взаимодействуют с муниципальными центрами семьи. Другое важнейшее направление - образовательная деятельность. Так, на занятиях библейского кружка студенты самарских вузов, техникумов, рабочая молодежь получают начатки богословских знаний, чтобы потом не только обустроить свою личную духовную жизнь, но и донести их до своих сверстников. Следующее направление - творческое. В Воскресенском мужском монастыре г. Самары создан молодежный ансамбль, исполняющий неплохую рок-музыку, которая в доступной для молодежи форме рассказывает о православном духовном опыте. Очень важным направлением работы с подрастающим поколением является патриотическое воспитание, неразрывно связанное с духовно-нравственным воспитанием, потому что любовь к Отечеству зиждется на религиозном чувстве. Для работы с молодыми очень важно бережное отношение к традиции и умение быть понятым, то есть освоить тот язык, на котором ты лучше будешь воспринят молодым поколением, находить современное выражение духовного опыта Церкви. Заметным событием последнего времени стало посещение нашей епархии хорошо известного в молодежной среде миссионера, в прошлом неформала и хиппи, игумена Сергия (Рыбко), настоятеля храмов Всех Московских Святых в Бибирево и Сошествия Св. Духа на Лазаревском Кладбище. Отец Сергий приехал в Самару по приглашению настоятеля Татьянинского храма при Самарском госуниверситете иерея Алексия Богородцева. Игумен Сергий, «свой человек» среди неформалов и рок-музыкантов, посетил Самарский рок-подвал, общался с молодыми людьми, они внимательно слушали его, задавали вопросы и показывали ему свою музыку. Игумен Сергий вызывает уважение у любителей субкультуры пожалуй не меньшее, чем самые именитые русские рок-музыканты. Потому что подавляющее большинство молодых людей ищут в музыке чего-то высокого, красивого, окрыляющего в жизни, но и правдивого, подлинного, истинного. Без этого молодости не бывает. И в отце Сергии они чувствуют посланца иного мира - щедро сообщающиеся им искреннюю христианскую любовь, трогательное внимание к своей персоне и глубокое понимание жизни, чего можно достичь только долгими годами кроткого монашеского делания. Сегодня мы предоставляем вниманию читателей текстовую версию православной радиопередачи «Сретение», прошедшей недавно на волнах Самара-Максимум, где игумен Сергий (Рыбко) отвечает на вопросы руководителя Самарского епархиального молодежного движения иерея Романа Державина. - Отец Сергий, насколько сегодня уместна и актуальна проповедь христианства в рок-среде? Дело в том, что многие православные богословы и церковные люди четко разграничивают Православие и рок-культуру, которая, как минимум, кажется им весьма далекой от Бога? - Господь наш Иисус Христос пришел в мир грешники спасти. Как известно, не здоровые нуждаются во враче, а больные. И те люди, которые объединятются в рок-культуре, - особо ранимые, нежные души, жаждущие слова Божия. Это не важные фарисеи-книжники, а наша молодежь, дети и внуки тех, кто нас сейчас слушает. Все очень глубоко. Я сам, будучи молодым, участвовал в неформальных движениях конца 70-х. И нашлись люди, которые пришли с проповедью в нашу среду. И когда мы потом переступили порог храма, нас встретили священники, прошедшие вторую мировую войну. Они ничему не удивились: ни нашему внешнему виду, ни нашим вопросам, ни нашему незнанию христианства. Они нас приняли, объяснили, что к чему, они нас терпели, учили, давали читать книги. И благодаря этому поколению священников, я нахожусь сейчас в Церкви. Опять-таки нашелся человек, который пришел на съезд хиппи и просто взял меня за ручку и привел потом в храм. Он сейчас, кстати, клирик храма, где я настоятельствую. Так что почти все мои друзья, которые в конце 70-х слушали рок, участвовали в неформальных движениях, кто остался жив, сейчас в Православной Церкви. Это священники, жены священников, монахи, монахини, просто православные миряне, которые все силы своей души отдают на служение Христу и Его Церкви. Факт остается фактом. Потом я же монах и ничего самочинно делать не могу. Я был приглашен в Патриархию при покойном Святейшем Патриархе Алексие и священноначалием мне было поручено выступать на рок-концертах, заниматься проповедью в этой среде. Мне поручили, сказав, что если есть молодые люди, которые занимаются этой музыкой, надо идти на эту площадку. Иди и проповедуй, у тебя должно получиться. Будут ругать – не обращай внимания, всех, кто начинает, ругают. Иди и делай свое дело. Я пошел, стал делать. А Святейший Патриарх Кирилл года три тому назад собрал известных русских рокеров, рок-музыкантов, меня в том числе, отца Андрея Кураева и противников миссии. Тогда еще владыка Кирилл начал беседу с того, что попросил объяснить: «Ребята, что такое рок-музыка, как к ней относиться, я хочу прежде всего для себя решить, насколько можно проповедовать на рок-концертах.» После достаточно бурной трехчасовой дискуссии он выступил в СМИ с официальным заявлением следующего содержания: русский рок является духовным явлением и заслуживает всяческой поддержки Русской Православной Церкви. Выводы делайте сами. - Отец Сергий, понятно, что существует определенный опыт проповеди христианства в рок-культуре. Но не кажется ли вам, что через это рокеры, считающие молодежными атрибутами пиво и разгульную жизнь, подумают, что так и должно быть? Есть они, и есть Православие, которое не просто не критикует, а наоборот, призывает к объединению культур. Живете, как привыкли, и все будет хорошо. Не кажется Вам, что это умаляет Православие? - Во-первых рок-культура очень разнообразна. Я думаю, пьющих пиво на рок-концертах значительно меньше пьющих пиво в перерыве между какими-то ораториями в консерватории. Меня, кстати, приглашали на несколько рок-концертов в Москве на рок-фестивале, где пиво принципиально было запрещено. Я там захотел попить кофе, зашел в павильон, где было написано «Пиво». Там висит такая большая табличка: «В связи с рок-концертом сегодня продажи пива и других спиртных напитков не будет». Только кофе, чай и минеральная вода. Юрий Шевчук как раз на встрече с митрополитом Кириллом говорил, что с некоторых пор в условиях контракта он обязательно отмечает отсутствие продажи всех спиртных напитков, включая пиво. Если устроители концерта на это не соглашаются и предлагают большие деньги, он просто отказывается выступать. Это вынуждает продюсеров соглашаться на его условия. Рок-музыкант говорит, что я просто хочу, чтобы над моими песнями думали. Вообще почему стали проповедь на рок-концертах? Потому что эта музыка очень честная, она обращается к душе человека. Очень реалистичная, никакой другой музыкальный стиль так думать не заставляет. Рок задает вопросы жизни, Богу, а Христос на них отвечает. Церковь обязана на них ответить. Юноша, который услышит на рок-концерте какие-то мировоззренческие вещи, задумается над ними, будет искать ответы и он должен найти их у священника. Если священник окажется на концерте, я думаю, он получит достаточно много. В свое время одна знаковая матушка, журналист молодежной газеты в «Калуге» брала интервью у Шевчука, который там выступал. Она спросила у него: «Юрий, с некоторого времени в ваших песнях присутствует тема религии, веры в Бога, чем это вызвано?» Он ответил, что говорить о Боге со сцены, может быть, не очень правильно, поскольку все сказано в Библии. Мы говорим о душе. Если молодые люди после нашего концерта поймут, что есть душа, это много. А если они поймут, что душа вечна, это уже очень много. - Отец Сергий, а нельзя ли проповедовать в консерватории, не располагает ли это больше к размышлению по сравнению с роком? - Можно, но когда найдутся отцы, которых туда пригласят и сложатся доверительные отношения. Кстати, есть жизнеописание одного грузинского старца наших дней. Он, будучи схимником, иногда ходил в оперу. У них там своя национальная опера. И когда по ходу действия на сцене появлялся Патриарх, естественно, артист, он вставал в своем схимническом облачении и стоял. А потом выходил на сцену и говорил проповедь. Так происходило несколько раз. Схимника оттуда никто не выгонял, зрители внимательно слушали, пока он не скажет все, что у него на душе. Я считаю, что проповедь уместна везде, где собираются люди. - А вот Олимпийские игры? - Да. Там для представителей всех сборных команд строится православный храм. Спортсмены – люди верующие. Где и когда говорить, надо смотреть, но на рок-концертах слушают. Это такое заблуждение, что молодые люди приходят оттягиваться, потреблять пиво, рок-н-ролл и прочие удовольствия. Кто-то приходит за этим, но кто-то приходит подумать. Наше поколение точно ходило думать. Очень редкие рок-концерты во времена запретов были для нас демонстрацией протеста. Мы собирались просто пообщаться, подумать. Я, будучи молодым человеком, ходил, чтобы что-то понять для себя в этой жизни. Найти истину. И благодарен тем музыкантам, которые дали мне некоторую нагрузку для дальнейших поисков. А дальше была Церковь, Православие. Наши русские люди, в том числе и молодые, очень похожи тем, что ищут смыслы. Нам свойственно искать. И где человек встретит Христа, это неважно. Митрополит Антоний Сурожский говорил, что если ему поставят кафедру в аду, то он и там будет проповедовать. - Отец Сергий, Вы сегодня участвовали в самарском рок-фестивале. Какое впечатление произвели на Вас наши рокеры? - Даже с точки зрения московского гостя уровень групп достаточно высок. Особенно последняя группа, мне было интересно послушать их музыку, тексты. Мне понравилось, как ребята держались на сцене. Музыка хорошая. И публика меня удивила – самарские молодые люди более спокойные, более организованные, чем московские, хотя и не инертные. В Москве порой люди более развязно себя ведут. Я два раза выходил с достаточно длительным словом. Меня слушали, не перебивая. У нас при одном храме создан центр неформальной молодежи на основе рок-клуба. Здесь занимается несколько десятков рок-групп, приходит несколько сотен ребят. А при другом храме, где я настоятель, у нас монашеское сестричество. Со мной в Самару приехала одна сестра - неплохой православный поэт, чисто христианский. Она спела свою песню под гитару, ее слушали и никто не перебивал. Мне очень понравилась обстановка, люди, я прошел по кулуарам, пообщался. Помоги, Господи, и в дальнейшем все это поддерживать. - Отец Сергий, а Вы для себя разделяете западную и отечественную рок-культуру или считаете их равнодостаточными? - Не разделяю, но в принципе некоторая разница есть. У нас это больше культура слова, поэзии, а на Западе это культура музыки. Поскольку у них раньше все это появилось, то более развита техника и, соотвественно, умение с ней обращаться, создавать какие-то спецэффекты. У нас в России все гораздо проще. Например, в группе, где я начинал играть на барабанах, было две акустические гитары, две коробки и два пионерских барабана, которые нам любезно предоставила пионерская комната. В восьмом классе я стучал по этим барабанам, коробкам и крышечкам от кастрюлек. Это была первая ударная установка. - Давайте поговорим о достаточно противоречивой Западной рок-культуре. Многие, слушая песенные тексты, считают творчество некоторых западных групп сатанинским. - Я не спешил бы выносить такие вердикты, потому что творчество людей очень разнообразно. У Александра Сергеевича Пушкина, которого считают православным поэтом, есть стихотворение, написанное в 19 лет: «Ниспровергнем престолы и алтари», явно антихристианское и антимонархическое. Но, возмужав, повзрослев, наш национальный поэт пишет стихотворение «Молитва», когда он исповедовался, причащался, постился, ходил в храм. Человек растет, меняется. То же самое и у Михаила Юрьевича Лермонтова и многих наших классиков. То же и здесь. Например, сейчас часто упоминается песня «Ролинг стоунз» «Танец с дьяволом», и мы судим только по названию. На самом деле Миг Джагер – очень образованный культурный человек, большой почитатель русской культуры и литературы. Эта песня была написана им после прочтения романа «Мастер и Маргарита». Там есть строчки о расстреле Царской семьи, что он никак не одобряет. И дьяволом он считает коммунистический режим. Так что песня, несмотря на название, вполне человечная. Не нужно спешить с выводами по поводу западных рок-групп, разные у них есть вещи и откровенных глумильщиков над верой Христовой я особо не припомню. У нас в России таких я не слышал. Рок является одним из проявлений культуры. Если посмотреть на это шире, то над святыней глумятся не только в рок-музыке. К сожалению, глумятся поэты, художники и т. д. Я не защищаю тех, кто богохульствует, мне это противно. Но знаю, что есть другие люди, и их гораздо больше, которые относятся ко Христу с уважением. Например, в ассоциацию тяжелых рок-групп «За Христа» входят несколько сотен рок-групп. Они как раз поют о Христе. Есть такое понятие «христианский рок». В одном музыкальном исследовании в «НГ-религия» я недавно прочитал, что в 90-е годы панк-рок пришел к нам как явление и несколько сотен панк-групп увидели идеалы панка во Христе. Панк, как протест против зла, приводит людей к христианству. Молодые люди неформальничают, протестуют против зла, против меркантильности этой жизни. Таким образом они ищут Христа. У нас в движении хиппи конца 70-х даже матом не ругались. Это было принято. Все были верующие. Если семьи создавались, обязательно венчались, что тоже было неформально. Нынешние неформалы, с которыми я встречаюсь, протестуют против социальной несправедливости, лжи, обмана, подлости. Таким образом они ищут чего-то светлого. И меня, как православного пастыря, во всех этих неформальных организациях всегда принимают с уважением. Ни один панк ни в одной группе ни разу не сказал мне ни одного грубого слова. - А Вы не считаете, что это ложка меда в бочке дегтя? У рок-групп что-то может быть положительное, но в своей массе, может быть не все так оптимистично? - Я считаю наоборот, это бочка меда в ложке дегтя. И вполне серьезно заявляю, что мой путь к Богу начался с рок-музыки. Я родился в Советском Союзе у родителей-коммунистов, был примерным пионером, комсомольцем. Никто мне о Боге не говорил, задуматься о мировоззренческих вопросах меня заставила рок-музыка. Заставила убедиться в той несправедливости жизни, которая существует, лживости, находить ответы на вопросы, пока я не пришел в Православную Церковь и там их не нашел. - А Вы не считаете, что для человека, ищущего Христа, рок может быть какой-то переходной ступенью? Если он обрел Христа, возможно, рок ему будет безынтересен? - Не факт. Как получилось у меня? Когда я начал ходить в храм, мой наставник предложил мне полгода рок-музыку не слушать. Потом этот эксперимент продолжился, и я не слушал рок-музыку, не смотрел телевизор, не читал светских книг 22 года. Затем принял в монастыре постриг и священный сан. После этого был назначен настоятелем в Москву и столкнулся с проповедью в молодежной среде. Нужно было как-то общаться с ребятами. А проповедь всегда ведется на языке культуры, на языке мировоззрения. Расскажу еще историю. Один из моих друзей, диакон Николай Червон, сейчас служит в Пермской епархии. Это бывший известный рокер Перми, который искал совершенства в музыке. Однажды его друг сказал: «Давай я тебе покажу, что такое совершенная музыка». И отвез ее в Троице-Сергиеву Лавру. «Когда я услышал хор монахов, - рассказывал мне отец Николай, - я был совершенно потрясен и поражен, и понял, что совершенство музыки здесь, в монашеском пении». Вернувшись в Пермь, он пошел петь на клиросе, постепенно стал воцерковляться, времени на рок-музыку не хватало. Потом он принял священный сан и счел для себя неуместным где-то выступать. Несколько лет он ничего не слушал, пока на исповеди у своего духовника не случился такой разговор. Его духовник – человек опытный, архимандрит 70-и лет, посоветовал: «Коля, ты там бесов тешил под гитарой, теперь иди с гитарой и воспевай там Бога. Я тебя благословляю». И отец Николай взял гитару и пошел на рок-концерт. Он стал петь свои вещи о Боге, о Церкви, создалась группа. Есть такие благословения, такая деятельность. И благодаря этому люди потом приходят в храм. Рокеры - народ ищущий и любой человек имеет право на поиск. И сам поиск рано или поздно приводит к истине, как, например, привел Константина Кинчева, Юрия Шевчука. Один батюшка рассказал мне следующую историю. Его подвез какой-то бизнесмен на иномарке, а из динамиков его авто кто-то там хрипит про Россию. Священник спросил, кто это? Водитель ответил: «Это мой самый первый благодетель». Оказалосль, этот новый русский был в свое время бомж, докатившийся до ручки. Но очень любил Юрия Шевчука, и когда слышал его песни, ему становилось как-то легче. Однажды он не выдержал: Юра так поет, а я себя в руки взять не могу. После очередной прослушанной песни он взял себя в руки, завязал с прежней жизнью, пришлось, конечно, потрудиться. И на момент, когда он подвозил батюшку, уже был директором и владельцем двух заводов и хозяином нескольких квартир. Мой опыт общения с молодежью показывает, что рок слушают нормальные, тихие русские люди. Бывает, иногда туда попадает народ буйный. Но как раз представители субкультуры это спокойные, мирные люди. Нужно сеять и в терние, и при дороге, а взрастит Господь. - Какую задачу Вы видите для современного рока в контексте православной миссии? - Это дело творческой свободы. Но хочу сказать, что я знаком со многими солидными рок-музыкантами, и все они потихонечку приходят к Православию и свое мировоззрение облекают в музыку. По крайней мере, высказывают и несут через свои музыкальные произведения большое уважение к России, к Православию. Вообще назначение любого искусства сделать человека чище, лучше, приблизить его в конечном итоге к Богу. Даже Джон Ленон сказал (недавно найдена запись его интервью 1969 года): «Я имел глупость в 16 лет сказать, что группа «Битлз» популярней Иисуса Христа. Я много каялся после этого и извинялся пред Господом. И сам являюсь большим фанатом Иисуса Христа. И если то, что мы делаем, приблизит кого-то к Богу, значит, мы делаем это не зря». Подготовила Ольга Щербак. | |
Просмотров: 2450 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |
| |
Категории раздела
Вначале было слово [3] |
Мир мой даю вам
[31]
материалы для тех кто уже воцерковлен
|
Православный хронограф
[1]
События, факты комментарии, православные вести, новости епархиальной жизни
|
И свет во тьме светит
[46]
Все миссионерские материалы.
|
Проповедь на паперти
[19]
Литература, искусство, культура и православие
|
От избытка сердца
[16]
Записки паломников, творчество наших читателей
|
Возвращение образа
[10]
Православная педагогика, образование, основы православной культуры
|
Дивен Бог во святых своих
[1]
Жития святых прошлых веков и современных
|
Подснежник
[2]
Страница для православных детей
|
Дорогу осилит идущий
[3]
Страница для юношества
|
Богословие в красках
[0]
Иконопись, архитектура
|
В соц. сетях
Почта
Мини-чат
Поделиться в соц. сетях:
Сайт работает благодаря вашим пожертвованиям. | ||
Наши друзья |
![]() |
![]() |
InetLog.ru |
|
|||||
![]() |
|
![]() |