Основные темы сайта:
Главная » Душеполезное чтение » Православие и мир » Аскетика

Таинственное объяснение 99 псалма

Воскликните Богови вся земля (Пс 99,1). Землей здесь назван человек. Это название дано человеку Самим Творцом его, Богом. Бог ска­зал Адаму: земля ecu и прах ты (Быт. 3,19). Хотя я одушевлен, но — земля: одушевлен я душою мертвою. Мертвая душа во время земной жизни погребена в земле, то есть заключена в страстном теле, как в темнице, как в оковах, и порабощена ему; по разлучении с телом, она нисходит в недра земли. Для спасения — необходимо оживление.

Чтоб земле ожить, и воскликнуть Богови, нужно предваритель­ное уничтожение в ней разобщения, произведенного в ней паде­нием, нужно соединение ее с собою и в себе. Воскликнуть Богови может только вся земля: только все цельное, воссоединенное с самим собою и в себе существо человека, руководимое умом, нерасхищаемым и неколеблемым в молитве чуждыми помыслами, может устремиться всеми силами своими к Богу; только все кости могут обратиться с живым словом истинной молитвы к Богу; всеми костями названы в Писании все составные части человека, собран­ные и воссозданные Господом, соединенные воедино между собою, соединенные воедино с Господом (Пс. 34, 10). Тогда поймет человек из вну­треннего опыта, совершившегося в душе его, что он ожил духов­но, что дотоле был в плену, в оковах, в смерти. Из этого блажен­ного опыта преподобный Ефрем сказал: «Умножилась на мне, Господи, благодать Твоя, утолила глад мой и жажду мою, просве­тила мой омраченный ум, собрала скитавшиеся помыслы мои, наполнила мое сердце. Теперь поклоняюсь, припадаю, молюсь и умоляю Тебя, исповедуя мою немощь: ради человеколюбия Твое­го, ослабь во мне волны благодати Твоей и сохрани ее для меня, чтоб опять дать мне ее в страшный день (второго пришествия Тво­его или в день смерти моей). Не прогневайся на меня, Человеко­любец! не терплю быть без нее, и потому, отвергши всякое сомне­ние, обращаюсь к Тебе с молитвою. Превыше меры умножилась во мне благодать Твоя, и язык мой изнемог, не имея средства выра­зить ее; ум мой пришел в недоумение, не вынося множества волн ее. Образ и сияние благословенного Отца! укроти во мне ныне вол­ны ее, потому что она сжигает члены мои и сердце; укроти здесь, чтоб там опять дать ее. Спаси меня, Владыко, и соделай достой­ным Царства Твоего. Не помяни беззаконий моих, и не прогневай­ся на дерзновение молитвы моей. Даруй мне просимое мною, и вселись в меня, как в обитель (Ин. 14, 23), с благословенным Отцом Твоим, в день явления Твоего (Ин. 14, 21)). Христе! даруй мне молитву мою, потому что Ты один — Податель жизни. Скрой беззакония мои от друзей моих! прими эти слезы мои! да предстанет перед Тобою плач мой!» — Эта речь — речь упоенного духовно милостию Божиею: она — воскликновение.

Работайте Господеви в веселии, внидите пред Ним в радости (Пс. 99, 2). Доколе молитва расхищается чуждыми помыслами, дотоле подвиг молитвы совершается с трудом, со скорбию, с понуждением и наси­лием себя, дотоле молящийся не допускается пред лице Божие. Когда же молитва начнет произноситься из всего существа, тогда подвиг ее преисполняется духовным наслаждением. Этим наслаж­дением влечется подвижник к подвигу, ободряется, укрепляется, удерживается в подвиге; подвиг молитвы соделывается главней­шим, непрестанным единственным подвигом подвижника. В неска­занной радости делатели непрестанной молитвы входят духом пред невидимое лице Божие и предстоят лицу Божию. Предстоят они этому Лицу, потому что чуждые помыслы и мечтания, составляв­шие непроницаемую завесу, отъяты. Нет никакого препятствия к зрению! Но Бог, необъяснимо зримый чистотою сердца, пребыва­ет невидимым: Бога никтоже виде нигдеже (Ин. 1, 18) по причине бесконеч­ной тонкости, духовности существа Его. Совершенство существа Божия служит причиною неприступности (1 Тим. 6, 16) его не только к виде­нию тварями, но и к постижению: оно — мрак под ногама Его, оно — тьма, положенная в покров, которым закрыт Бог. Приклони небеса и сниде... Бог, и взыде на Херувимы и лете, лете на крылу ветреню (Пс. 17, 10-12).

Преклонением небес и сошествием с них названо здесь умаление Богом величия Его, приспособление Его к свойствам тварей, по всемогуществу Его и неизреченной благости. Он как бы умаляет­ся, нисходит с высоты совершенства Своего, чтоб соделать ощу­тительным всесвятое действие Свое Херувимам и тем человекам, которые оказываются, подобно Херувимам, способными к Богоно-шению. Действие Духа Божия уподоблено движению ветра или движению на крыльях ветра, чтоб показать, что это действие — невещественно, вполне духовно.

Радость и веселие свойственны душе, ощутившей оживление, ощу­тившей избавление из плена, в котором держали ее грех и падшие духи, ощутившей осенение Божественной благодати, ощутившей, что действием этой благодати она представлена лицу Божию, возве­дена в непорочное и блаженное служение Богу. Радость и веселие так сильны, что Святой Дух приглашает ощутившего их к воскликнове-нию. Как не воскликнуть от радости освободившемуся, ожившему, окрылатившемуся, вознесшемуся с земли на небо? Воскликновение принадлежит духу человеческому. Оно сильно, но духовно: плоть и кровь не имеют, и не могут иметь в нем участия. Самовольное дей­ствие их устраняется: они поступают в подчинение действующей бла­годати Божией, служат орудиями в истинном подвиге и уже не увле­кают человека в неправильные состояния и действия.

Уведите, яко Господь Той есть Бог наги: Той сотвори нас, а не мы: мы же людие Его и овцы пажити Его (Пс. 99, 3). Молящийся молитвою нечистою имеет понятие о Боге мертвое, как о Боге неведомом и невидимом. Когда же, освободившись от расхищения и пленения помыслами, он допустится пред невидимое лице Божие, тогда познает Бога позна­нием живым, опытным. Он познает Бога как Бога (Преподобный Марк Подвижник. О законе духовном, главы 13 и 14). Тогда человек, обратив взоры ума на себя, видит себя созданием, а не существом самобытным, каким обманчиво представляются люди самим себе, находясь в омрачении и самообольщении; тогда уставляет он себя в то отношение к Богу, в каком должно быть создание Его, сознавая себя обязанным благоговейно покоряться воле Божией и всеусердно исполнять ее. Пажить Бога — воля Его, открытая для овец Его в Свя­щенном Писании и являемая в непостижимых судьбах Его.

Внидите во врата Его во исповедании, во дворы Его в пеших: исповедайтеся Ему, хвалите имя Его (Пс. 99, 4). Средство к получению доступа пред лице Божие — смирение. Смирение — врата Божий, врата во дворы Божий, в нерукотворенный чертог и храм Божий, в храм сер­дечный, в котором водворен Бог при посредстве Таинства Креще­ния. Врата Божий принадлежат единственно Богу. Они — врата Его; они отворяются исключительно перстом Божиим. Пред отверзением их даруется исповедание, исповедание сердечное, испове­дание от всей души. Исповедание есть действие смирения. Испове­дание есть выражение человеком сознания его пред Богом. Сознание это является при отверзении очей наших на нас самих от прикосновения благодати к очам души, причем ум отрясает сле­поту, доселе омрачавшую его и лишавшую правильного, богоугод­ного самовоззрения. Мы исповедуем, — исповедуем от полноты убеждения, от такой полноты убеждения, с какою произносится и исповедуется Символ Веры, — что мы существа падшие, обреме­ненные и тою греховностию, которая принадлежит всему челове­ческому роду, и тою, которая принадлежит каждому из нас в част­ности. Мы воздаем славу правосудию Божию, извергшему преступный род наш из рая на землю, обрекшему все человечество на труд и злострадание, карающему каждого человека частными казнями за частные его согрешения. Вслед за исповеданием явля­ется непарительная молитва. Она — дар Божий. Десницею этого дара восприемлется молящийся из среды окружавшего и пленяв­шего развлечения, представляется, вне всякого развлечения, лицу Божию в нерукотворном Божием храме. Из совершенного смире­ния и из совершенной покорности воле Божией рождается чистей­шая, святая молитва. Не может она родиться иначе и из иных дела­ний: так винограду свойственно родиться на одной лозе, ни на каком ином древе. Молитва эта названа пением, потому что молитва духа есть святая, таинственная песнь, которой воспевается Бог. Вели­кий Павел сказал: исполняйтеся Духом, глаголюще себе во псалмех и пеших и песнех духовных, воспевающе и поюще в сердцах ваших Господеви (Еф. 5, 18-19). «Просвети мои очи мысленныя, отверзи моя уста поучатися словесем Твоим, и разумети заповеди Твоя, и творити волю Твою, и пети Тя во исповедании сердечнем, и воспевати всесвятое имя Твое!» (Утренняя молитва по 12-ти «Господи, помилуй»).

Яко благ Господь, в век милость Его, и даже до рода ирода исти­на Его (Пс. 99, 5). По познании и исповедании правосудия Божия, по  оправдании судеб Божиих (Пс. 18, 10) подвижник молитвы вступает в позна­ние бесконечной благости Божией, неразлучной с правосудием Его. В союзе благости Бога с правосудием Его является всесвятая исти­на Его: милость и истина сретостеся, правда и мир облобызастася (Пс. 84, 11). В молитву молящегося молитвою чистою проливается из ощу­щения благости Божией духовная сладость, погружающая дух человеческий в бездну смирения, вместе возносящая его от земли на небо. Такой молитвенник есть и уединеннейший безмолвник. Безмолвник этот пребывает непрестанно при Боге по действию в нем Бога, вне мира, вне помышлений о преходящем, вне сочувствия к преходящему. Сердце, ожив ощущением своим для Бога и для всего, что принадлежит Богу, умирает для мира, умирает для все­го, что враждебно Богу и что чуждо Бога. В смерти этой — жизнь, и в погибели этой — спасение. Аминь.

 

Источник: Полное собрание творений Святитель Игнатий Брянчанинов. Том 2. Изд. Паломник, М. 2014, С 266-270.


Читайте также:

Свт. Игнатий Брянчанинов. Судьбы Божии

О скорбях, искушениях и терпении

Размышление о смерти

Молитва на благословение всякого доброго дела

Тогда отверзе им ум



Источник: http://club-vozrojdenie.ru/load/polnoe_sobranie_tvorenij_svjatitel_ignatij_brjanchaninov_tom_2/4-1-0-426
Категория: Аскетика | Добавил: Vladimir (30 Ноя 2018)
Просмотров: 61 | Теги: псалом 99, псалом, свт. Игнатий Брянчанинов | Рейтинг: 5.0/1
Поделиться:
Всего комментариев: 0
avatar
Категории раздела
Апологетика [7]
Аскетика [13]
Богословие [46]
Вера и жизнь [38]
Вера и наука [4]
Ветхий Завет [1]
Текст. Толкование
Дела милосердия [4]
Духовная жизнь [42]
Дорога к храму [19]
Закон Божий [11]
История Церкви (христианства) [6]
Катехизис [2]
Литургика [8]
Новый Завет [6]
Текст. Толкование
Подвижники [34]
Православие и медицина [3]
Размышления [102]
О грехах и добродетелях. Месяцеслов с размышлениями православного священника на каждый день года
РАССКАЗЫ СТРАННИКА [16]
ОТКРОВЕННЫЕ РАССКАЗЫ СТРАННИКА ДУХОВНОМУ СВОЕМУ ОТЦУ.
Святая гора Афон [40]
Святые места [18]
Сектоведение [1]
Слово пастырей [80]
Слово и послание пастырей
Храм святой мученицы Татианы [3]
История, события, новости, связанные со храмом
Другое [60]
В соц. сетях
Почта
Логин:
Пароль:

(что это)
Мини-чат
Поделиться в соц. сетях:




Сайт работает благодаря вашим пожертвованиям.

Форма для пожертвования:
Рассылки Subscribe.Ru
Лента "Душеполезное чтение"
Рассылки Subscribe.Ru
Лента "Возрождение"
Рассылки Subscribe.Ru
Лента "Форум клуба"

Общество друзей милосердия статистика
Besucherzahler femmes russes a marier
счетчик посещений
Сервер 'Россия Православная' Яндекс.Метрика Счетчик тИЦ, PR и обратных ссылок
40e78245a810e8be