Основные темы сайта:
Главная » Душеполезное чтение » Православие и мир » Аскетика

О рассеянной и внимательной жизни

Сыны мира признают рассеянность невинною, а святые Отцы признают ее началом всех зол (Алфавитный патерик и «Достопамятные сказания». О Пимене Великом. Гл. 43.).

Человек, преданный рассеянности, имеет о всех предметах, и самых важных, очень легкое, самое поверхностное понятие.

Рассеянный обыкновенно непостоянен: его сердечные ощуще­ния лишены глубины и силы, а потому они непрочны и маловре­менны.

Как мотылек порхает с цветка на цветок, так и рассеянный чело­век переходит от одного земного удовольствия к другому, от одно­го суетного попечения к другому.

Рассеянный чужд любви к ближнему: равнодушно смотрит он на бедствие человеков и легко возлагает на них бремена неудобоносимые.

Скорби сильно действуют на рассеянного именно потому, что он не ожидает их. Он ожидает одних радостей.

Если скорбь сильна, но скоропреходяща, то рассеянный скоро забывает ее в шуме развлечений. Долговременная скорбь сокру­шает его.

Рассеянность сама карает преданного ей: временем все при­скучивает ему — и он, как не стяжавший никаких основательных познаний и впечатлений, предается томительному бесконечному унынию.

Рассеянность, столько вредная вообще, в особенности вредна в деле Божием, в деле спасения, требующем бдительности и внима­ния постоянных, напряженных.

Бдите и молитеся, да не внидете в напасть (Мф. 26,41), говорит Спаситель ученикам Своим.

Всем глаголю: бдите (Мк. 13,37), возвестил Он всему христианству: следо­вательно, и современному нам.

Ведущий жизнь рассеянную прямо противоречит заповедям Господа Иисуса Христа жизнию своею.

 

Все святые тщательно избегали рассеянности. Непрестанно или, по крайней мере, по возможности часто они сосредоточивались в себе, внимая движениям ума и сердца и направляя их по завеща­нию Евангелия.

 

Навык внимать себе предохраняет от рассеянности и среди окружающего со всех сторон шумящего развлечения. Вниматель­ный пребывает в уединении, сам с собою, посреди многолюдства.

Изведав опытом пользу внимания и вред рассеянности, некото­рый великий Отец сказал: «Без усиленной бдительности над собою невозможно успеть ни в одной добродетели» (Алфавитный патерик и «Достопамятные сказания». Об авве Агафоне. Гл. 39.).

Безрассудно — провесть краткую земную жизнь, данную нам для приготовления к вечности, в одних земных занятиях, в удовле­творении мелочным, бесчисленным, неудовлетворимым прихотям и пожеланиям, ветрено перебегая от одного чувственного удоволь­ствия к другому, забывая или воспоминая редко и поверхностно о неминуемой, величественной и вместе грозной вечности.

Дела Христовы — это очевидно — должны быть изучаемы и рас­сматриваемы с величайшим благоговением и вниманием; иначе ни рассмотреть, ни познать их человек не может.

Великое дело Божие — сотворение человека, и потом, по паде­нии его, обновление искуплением — должно быть подробно извест­ным каждому христианину; без этого познания он не может знать и исполнять обязанностей христианина. Познание великого дела Божия не может быть приобретено при рассеянности!

Заповеди Христовы даны не только внешнему человеку, но наи­более внутреннему: они объемлют все помышления и чувствования человека, все тончайшие движения его. Соблюдать эти заповеди невозможно без постоянной бдительности и глубокого внимания. Бдительность и внимание невозможны при жизни рассеянной.

Грех и орудующий грехом диавол тонко вкрадываются в ум и сердце. Человек должен быть непрестанно на страже против неви­димых врагов своих. Как он будет на этой страже, когда он предан рассеянности?

Рассеянный подобен дому без дверей и затворов: никакое сокро­вище не может быть сохранено в таком доме; он отверст для татей, разбойников и блудниц.

 

Рассеянная жизнь, наполненная житейскими попечениями, доставляет человеку дебелость наравне с многоядением и многопитием (Лк.21,34). Такой человек прилеплен к земле, занят одним времен­ным и суетным; служение Богу делается для рассеянного предме­том посторонним; самая мысль об этом служении для него дика, полна мрака, невыносимо тягостна.

 

Внимательная жизнь ослабляет действие на человека телесных чувств — изощряет, укрепляет, образует действие чувств душевных. Рассеянность, напротив того, усыпляет действие душевных чувств: она питается непрерывным действием чувств телесных.

Тщетно рассеянные приписывают невинность жизни рассе­янной! Этим они обличают злокачественность недуга, их объем­лющего. Их недуг так велик, так притупляет чувства души, что душа, болезнующая им, даже не ощущает своего бедственного состояния.

Желающие научиться вниманию должны воспретить себе все пустые занятия.

Исполнение обязанностей частных и общественных не входит в состав рассеянности: рассеянность всегда соединена с праздностию или с такими пустыми занятиями, которые безошибочно могут быть причислены к праздности.

Занятие полезное, в особенности занятие служебное, сопряжен­ное с ответственностию, не препятствует к сохранению внимания к себе — оно руководствует к такому вниманию. Тем более руковод­ствуют ко вниманию монастырские послушания, когда они испол­няются должным образом. Деятельность — необходимый путь к бдительности над собою, и этот путь предписывается святыми Отцами для всех, которые хотят научиться вниманию себе.

Внимание к себе в глубоком уединении приносит драгоценные духовные плоды; но к нему способны только мужи зрелого духов­ного возраста, преуспевшие в подвиге благочестия, сперва научив­шиеся вниманию к деятельной жизни.

При деятельной жизни люди помогают человеку стяжать вни­мание, напоминая ему нарушения внимания. Подчиненность есть лучшее средство приучиться ко вниманию: никто столько не научит человека внимать себе, как его строгий и благоразумный начальник.

При служебных твоих занятиях, посреди людей, не позволяй себе убивать время в пустословии и глупых шутках; при кабинет­ных занятиях воспрети себе мечтательность: скоро изострится твоя совесть, начнет указывать тебе на всякое уклонение в рассеянность как на нарушение евангельского Закона, даже как на нарушение благоразумия. Аминь.

Источник: Полное собрание творений Святитель Игнатий Брянчанинов. Том 1. Изд. Паломник, М. 2014, С 391-394.


Читайте также:

О навыках

Воля Божия и появление человека на свет

Свт. Игнатий Брянчанинов. Судьбы Божии

Нет ее, смерти. Есть жизнь здесь и там!



Источник: http://club-vozrojdenie.ru/load/polnoe_sobranie_tvorenij_svjatitel_ignatij_brjanchaninov_tom_1/4-1-0-425
Категория: Аскетика | Добавил: Vladimir (20 Ноя 2018)
Просмотров: 58 | Теги: Жизнь, свт. Игнатий Брянчанинов, внимательность, рассеянность | Рейтинг: 5.0/2
Поделиться:
Всего комментариев: 0
avatar
Категории раздела
Апологетика [7]
Аскетика [13]
Богословие [46]
Вера и жизнь [38]
Вера и наука [4]
Ветхий Завет [1]
Текст. Толкование
Дела милосердия [4]
Духовная жизнь [42]
Дорога к храму [19]
Закон Божий [11]
История Церкви (христианства) [6]
Катехизис [2]
Литургика [8]
Новый Завет [6]
Текст. Толкование
Подвижники [34]
Православие и медицина [3]
Размышления [102]
О грехах и добродетелях. Месяцеслов с размышлениями православного священника на каждый день года
РАССКАЗЫ СТРАННИКА [16]
ОТКРОВЕННЫЕ РАССКАЗЫ СТРАННИКА ДУХОВНОМУ СВОЕМУ ОТЦУ.
Святая гора Афон [40]
Святые места [18]
Сектоведение [1]
Слово пастырей [80]
Слово и послание пастырей
Храм святой мученицы Татианы [3]
История, события, новости, связанные со храмом
Другое [60]
В соц. сетях
Почта
Логин:
Пароль:

(что это)
Мини-чат
Поделиться в соц. сетях:




Сайт работает благодаря вашим пожертвованиям.

Форма для пожертвования:
Рассылки Subscribe.Ru
Лента "Душеполезное чтение"
Рассылки Subscribe.Ru
Лента "Возрождение"
Рассылки Subscribe.Ru
Лента "Форум клуба"

Общество друзей милосердия статистика
Besucherzahler femmes russes a marier
счетчик посещений
Сервер 'Россия Православная' Яндекс.Метрика Счетчик тИЦ, PR и обратных ссылок
40e78245a810e8be