Основные темы сайта:
Главная » Душеполезное чтение » Православие и мир » Аскетика

О навыках

Навыки имеют силу, подобную естественным качествам: надо последователю Господа Иисуса Христа стяжать хорошие навыки и уклониться от навыков дурных.

Юноша! будь благоразумен и предусмотрителен: в годы юно­сти твоей обрати особенное внимание на приобретение хороших привычек: в летах зрелости и старости твоей возрадуешься о богат­стве, приобретенном беструдно в лета юности.

Не сочти маловажным исполнение твоего пожелания, по-видимому самого ничтожного: каждое исполнение пожелания непременно полагает свое впечатление на душу. Впечатление может быть иногда очень сильным и служить началом пагубного навыка.

Знал ли карточный игрок, прикасаясь в первый раз к картам, что игра будет его страстию? Знал ли подверженный недугу пьян­ства, выпивая первую рюмку, что он начинает самоубийство? Так называю этот несчастный навык, погубляющий душу и тело.

Один неосторожный взгляд нередко наносит язву сердцу; несколько повторенных взглядов так углубляли эту язву, что она едва излечивалась многолетними молитвами, многолетним под­вигом и плачем.

Воспитатели и наставники! Доставляйте юношеству хорошие навыки, отвлекайте его, как от великого бедствия, от привычек порочных.

Порочные навыки — как оковы на человеке: они лишают его нрав­ственной свободы, насильно держат в смрадном болоте страстей.

Для погибели человека достаточно одного порочного навы­ка: он будет постоянно открывать вход в душу всем грехам и всем страстям.

Приучись быть скромным: не дозволяй себе никакой дерзо­сти, даже не позволяй себе прикасаться к ближнему без крайней нужды, — и навык скромности сделает для тебя удобною великую добродетель целомудрия. Ближние твои, ощутив живущий в тебе залог скромности, будут пред тобою бездерзновенны, как бы бла­гоговея пред благоуханием святыни.

Ничто так не потрясает целомудрия, как навык к дерзости, к свободному обращению, отвергшему уставы скромности.

Приучись быть воздержным в пище: воздержанием доставишь здравие и крепость телу, а уму особенную бодрость, столько нужную в деле спасения, очень полезную и при земных упражнениях.

 

Обжорливость — не что иное, как дурной навык, безрассуд­ное, неудовлетворимое удовлетворение поврежденного злоупо­треблением естественного желания.

Приучись к самой простой пище. Она, для привыкшего к ней, вкуснее самых изысканных снедей, — не говорю уже о том, сколь­ко она их здоровее.

Какую свободу и нравственную силу доставляет человеку навык к простой пище, навык по-видимому столько ничтожный, мате­риальный! При нем человек нуждается в самых малых издержках для стола, в самом малом времени и малых заботах для приготов­ления его. Если привыкший к простой пище беден, то он не тяго­тится бедностию своею.

Тяжек переход от пышного и утонченного стола к простым яствам! Многих принудили обстоятельства к этому переходу и мно­гие, совершая его, утратили здоровье, даже поколебались нрав­ственно. От этого бедствия охранил бы их благоразумный и бла­говременный навык к простой пище.

В особенности для желающего посвятить себя на служение Христу навык к простой пище, можно сказать, бесценен по своим последствиям: он дозволяет избрать для жительства самое уеди­ненное место, делает ненужными частые сношения с людьми, — таким образом устраняя от всех причин к развлечению, доставля­ет возможность всецело предаться богомыслию и молитве.

Все святые очень заботились не только о навыке к умеренному употреблению пищи, но и о навыке к простой пище. Ежедневная пища апостола Петра стоила несколько медных монет.

Ужасный порок — пьянство! Это — страсть, недуг, входящий в телосложение послаблением пожеланию, принимающий от навы­ка силу естественного качества.

Служителю Христову надо охраняться не только от пьянства, но и от привычки к многому употреблению вина, разгорячающего плоть и возбуждающего в ней скотские пожелания. Не упивайтеся вином, в немже есть блуд (Еф 5:18), сказал Апостол. Дозволительно упо­требление вина в весьма малом количестве; кто же не может огра­ничить себя умеренным употреблением, тот лучше сделает, если совершенно откажется от него.

Сказал Пимен Великий: «Подвижнику всего нужнее трезвен­ный ум» (Достопамятные сказания. Об авве Пимене. гл. 135). Вино лишает человека способности сохранить ум в трез­вении. Когда подвижник подвергнется действию вина, тогда при­ступают к ослабевшему и омрачившемуся уму его супостаты, и ум уже не в силах бороться с ними. Связанный действием вина, он увлекается в пропасть греховную! В одно мгновение погибают пло­ды долговременного подвига, потому что Дух Святой отступает от оскверненного грехом. Вот почему сказал преподобный Исайя, египетский отшельник, что любящие вино никогда не сподобят­ся духовных дарований (Слово 17, гл. 2 и 8): эти дарования, чтоб пребыть в человеке, требуют постоянной чистоты, возможной только при постоянной трезвенности.

Сребролюбие, вспыльчивость, надменность, наглость — злока­чественные недуги души, образующиеся от пособления порочным влечениям падшего естества. Они усиливаются, созревают, пора­бощают себе человека при посредстве навыка.

Этому закону последует и плотское вожделение, несмотря на то что оно естественно падшему человеку. Блажен тот юноша, который поймет при первом появлении в нем действий вожделе­ния, что вожделению не должно предаваться, что должно обузды­вать его Законом Божиим и благоразумием. Вожделение, буду­чи обуздано при первых требованиях его, удобно покоряется уму и предъявляет требования уже слабее, действует, как невольник, скованный цепями. Вожделение удовлетворяемое усиливает тре­бования. Вожделение, которому разум передаст власть над чело­веком удовлетворением долговременным и постоянным, уже господствует, как тиран, и над телом, и над душою, губит и тело и душу.

Вообще все страсти развиваются в человеке от послабления им; учащающееся послабление обращает наклонность в навык, а навык делает страсть насильственным властелином над челове­ком. «Убойся злых навыков, — сказал преподобный Исаак Сир­ский, — более, нежели бесов»(Слов 89).

Когда подействует в нас греховное пожелание, или влечение, надо отказать ему. В другой раз оно подействует уже слабее, а нако­нец и совсем утихнет. Но при удовлетворении его оно действует каждый раз с новою силою как приобретающее более и более вла­сти над произволением, наконец рождает навык.

Согрешения, которые мы привыкли совершать, нам кажутся легкими, как бы они ни были тяжки. Согрешение для души новое ужасает ее, и не скоро она решится совершить его.

Страсти — злые навыки; добродетели — навыки благие. Здесь говорится о страстях и добродетелях, приобретенных и усвоен­ных себе человеком при посредстве его деятельности, при посред­стве его жительства. Иногда в писаниях Отеческих называются страстями различные свойства недуга, произведенного в нас паде­нием, различные виды греховности, общей всем человекам; с эти­ми страстями мы родимся; добродетелями называются естествен­ные, природные, благие свойства человека. Такие страсти и такие добродетели не налагают никакой решительной печати на чело­века; налагает ее наклонность, усваиваемая произвольно, усваи­ваемая постоянным или частым удовлетворением ее, постоянным исполнением требований ее.

Слуга Христов должен быть как можно свободнее от худых навыков, чтоб они не возбранили ему шествие ко Христу. Он дол­жен удаляться от навыков не только прямо греховных, но и от всех, приводящих ко греху, как то: от навыков к роскоши, к изнеженно­сти, к рассеянности.

Иногда ничтожнейший навык связывает наши ноги и оставляет нас на земле, между тем как мы должны бы быть на небе.

Юноша! повторяю тебе совет спасительный: доколе ты нахо­дишься в нравственной свободе, избегай злых навыков, как оков и темницы; приобретай навыки добрые, которыми хранится, утверж­дается, запечатлевается нравственная свобода.

Если ж кто в зрелом возрасте расположился служить Христу и, по несчастию, стяжал уже много порочных навыков или навыков к роскоши и изнеженности, которые обыкновенно содержат душу в состоянии расслабления, тот не должен предаваться унынию и двое­душию; он должен мужественно вступить в борьбу с злыми навыка­ми. Победа над ними не невозможна, при Божией помощи.

Решительное произволение, осеняемое и укрепляемое благо­датию Христовою, может победить самые закоснелые навыки.

Навык сначала жестоко противится тому, кто захочет свергнуть иго его, сначала представляется неодолимым; но по времени, при постоянной борьбе с ним, при каждом неповиновении ему, стано­вится слабее и слабее.

Если в продолжение борьбы случится тебе по какому-нибудь обстоятельству быть побежденным, не смутись, не впади в безнадежие: снова начинай борьбу.

Насильственная борьба против порочных навыков вменяет­ся Богом человеку в мученичество, и одержавший в этой борьбе победу венчается венцом исповедников как подвизающийся ради Закона Христова.

Милосердый и всемогущий Господь принимает всякого при­ходящего к Нему, простирает десницу для поддержания немощи нашей. И потому, хотя бы ты был весь в злых навыках, как в тяж­ких цепях, не отчаивайся в получении свободы. Вступи в невиди­мую брань, сражайся мужественно и постоянно, с великодушием переноси свои побеждения. По временам предоставляет Бог нас самим себе, чтоб мы познали опытом, как мы слабы в нашем оди­ночестве, и по причине этого познания неотступно держались Бога, Который Един может быть победителем греха в истинно произво-ляющих узреть в себе грех побежденным. Аминь.

Источник: Полное собрание творений Святитель Игнатий Брянчанинов. Том 1. Изд. Паломник, М. 2014, С 394-398.


Читайте также:

Размышление о смерти

Беседа преподобного Серафима с Мотовиловым

Молитва на благословение всякого доброго дела

Как давать милостыню



Источник: http://club-vozrojdenie.ru/load/polnoe_sobranie_tvorenij_svjatitel_ignatij_brjanchaninov_tom_1/4-1-0-425
Категория: Аскетика | Добавил: Vladimir (18 Ноя 2018)
Просмотров: 57 | Теги: навык, Страсти, юноша, воспитание, свт. Игнатий Брянчанинов | Рейтинг: 5.0/2
Поделиться:
Всего комментариев: 0
avatar
Категории раздела
Апологетика [7]
Аскетика [13]
Богословие [46]
Вера и жизнь [38]
Вера и наука [4]
Ветхий Завет [1]
Текст. Толкование
Дела милосердия [4]
Духовная жизнь [42]
Дорога к храму [19]
Закон Божий [11]
История Церкви (христианства) [6]
Катехизис [2]
Литургика [8]
Новый Завет [6]
Текст. Толкование
Подвижники [34]
Православие и медицина [3]
Размышления [102]
О грехах и добродетелях. Месяцеслов с размышлениями православного священника на каждый день года
РАССКАЗЫ СТРАННИКА [16]
ОТКРОВЕННЫЕ РАССКАЗЫ СТРАННИКА ДУХОВНОМУ СВОЕМУ ОТЦУ.
Святая гора Афон [40]
Святые места [18]
Сектоведение [1]
Слово пастырей [80]
Слово и послание пастырей
Храм святой мученицы Татианы [3]
История, события, новости, связанные со храмом
Другое [60]
В соц. сетях
Почта
Логин:
Пароль:

(что это)
Мини-чат
Поделиться в соц. сетях:




Сайт работает благодаря вашим пожертвованиям.

Форма для пожертвования:
Рассылки Subscribe.Ru
Лента "Душеполезное чтение"
Рассылки Subscribe.Ru
Лента "Возрождение"
Рассылки Subscribe.Ru
Лента "Форум клуба"

Общество друзей милосердия статистика
Besucherzahler femmes russes a marier
счетчик посещений
Сервер 'Россия Православная' Яндекс.Метрика Счетчик тИЦ, PR и обратных ссылок
40e78245a810e8be