Главная » Библиотека » Лекторий » Материалы лектория

Жизненный путь архиепископа Сергия (Королева)
14 Фев 2014, 10:58
АБЫЗОВА Элеонора Борисовна, кандидат филологических наук, преподаватель воскресной школы при Вознесенском соборе г. Йошкар-Олы

Архиепископ  Сергий  (Королев)  — один  из видных  подвижников  благочестия  первой  половины  ХХ века.  Его жизнь  и архипастырское  служение пришлись  на тяжелый период в истории России и Русской Православной Церкви.  Он пережил две войны, революцию, гонения на Церковь и долгие годы эмиграции. Аркадий Дмитриевич  Королев — будущий владыка Сергий — родился 18 января  1881 года в Москве  в купеческой  семье. Ему исполнилось три месяца, когда умер отец, и на плечи Марии Алексеевны, матери Аркадия, легли все заботы о воспитании восьмерых детей. Раннее  детство будущего архипастыря  прошло  в Москве,  а затем семейство  Королевых  поселилось  в усадьбе близ деревни Обольяново Дмитровского уезда. Рядом находился Спасо-Влахернский женский монастырь, в церковь которого любил ходить маленький Аркадий. Учился он в церковноприходской школе, затем в Дмитровском  Духовном училище. Поступление в 1896 году в Вифанскую Духовную семинарию было для будущего Владыки сознательным шагом. Успешно  закончив  семинарию  в 1902 году, Аркадий поступил на казенный кошт в Московскую Духовную академию.

После окончания обучения в 1906 году он отправился погостить к своему старшему товарищу архимандриту Серафиму (Остроумову), который был в то время наместником Яблочинского св. Онуфрия монастыря Холмской епархии. Встреча с отцом Серафимом и епископом Холмским  и Люблинским Евлогием  (Георгиевским), который   стал  духовным  отцом  Аркадия,  определила   путь  его дальнейшего  служения,  и он пожелал  остаться  в Яблочинском монастыре.  Деятельность  обители  в краю,  населенном в основном католиками, носила миссионерский характер. В ней действовала школа псаломщиков и второклассная церковноучительская школа. Первым послушанием Аркадия стало преподавание в них Закона  Божия.  20 июня 1907 года епископ  Евлогий постриг его в монашество с наречением именем  Сергий  в честь преподобного Сергия Радонежского. В 1908 году отец Сергий был рукоположен во иеромонаха, назначен наместником Яблочинского монастыря и заведующим школой  псаломщиков, в 1914 году возведен в сан архимандрита, став настоятелем  Яблочинской обители  и благочинным монастырей Холмской епархии.

Архимандрит Сергий был строг к своей братии, но столько же он был снисходителен к приходящим мирянам, покрывая  людские  грехи молитвой  и любовью.  Не обладая  хорошей  дикцией и красноречием, он говорил  внешне  простые,  незамысловатые проповеди, но его речь, подкрепленная личным  духовным опытом, оказывала  сильнейшее воздействие  на слушающих. Все видели его доброту, заботу о каждом приходящим в обитель, поэтому отец Сергий скоро заслужил уважение и образованных горожан, и простых  холмских  крестьян.  В 1916 году наступление  немцев привело к эвакуации монастыря в Москву,  где он был размещен в знаменитой Марфо-Мариинской обители.  В 1917 году монас- тырь был переведен в город Кобеляки Полтавской губернии,  где встретил  обе революции  1917 года, провозглашение независимости Украины,  Брестский мир и оккупацию  Украины немцами.

В 1918 году после капитуляции Германии  Яблочинский монастырь  оказался  на территории  вновь  созданного  Польского государства,  а Полтавская губерния,  как и вся Украина,  стала ареной  ожесточенной гражданской войны  между красными и белыми,  петлюровцами и махновцами. В июне  1919 года отец Сергий пересек польскую границу, был арестован,  но через три месяца  освобожден, вернулся  в разоренный Яблочинский монастырь,  где с немногочисленной братией  стал  восстанавливать нормальную  жизнь обители.

Новым   польским   властям   хотелось   иметь   собственную Православную Церковь, независимую  от Московской Патри- архии. Часть архиереев  и духовенства  согласилась  с этим,  но архимандрит  Сергий  был среди тех, кто стремился  сохранить каноническую связь с Русской  Церковью.

17 апреля  1921 года в соборе Виленского Свято-Духовского монастыря состоялась  хиротония  архимандрита Сергия  (Королева) во епископа Бельского.  Указом Патриарха Тихона на владыку Сергия было возложено  временное  управление  Холмской епархией,  но польские  власти не признали хиротонию действительной, и он был вынужден оставаться в своем монастыре.  Тем временем  обстановка  накалялась, польское  государство  пошло на открытое  вмешательство  в церковные дела. Иерархи,  не имевшие  польского  гражданства,  были  подвергнуты  высылке. Епископа Сергия вызвали в Люблин, арестовали и в апреле 1922 года вывезли  в Чехословакию. В Праге в это время действовала только одна церковь,  находившаяся в ведении  Московской Патриархии — Никольская на Старом Мясте.  Приехав  в Прагу без денег, не имея знакомых, владыка Сергий добрался до храма святителя  Николая и поручил себя заботе Чудотворца. Случайный прохожий обратил внимание на одиноко стоящего священника и отвел его к знакомым русским эмигрантам. Те устроили изгнанного епископа на квартиру.  Вскоре  духовный отец Владыки,  митрополит Евлогий,  временно  управлявший Западно-Европейскими приходами  Московской Патриархии, назначил владыку Сергия  епископом Пражским и своим викарием  в Чехословакии, Австрии  и Венгрии.  Далекому  от политики архиерею пришлось решать церковнополитические проблемы. В это время  среди чехов довольно  широко  распространяется Православие  (в основном  его принимали бывшие  гуситы  и протестанты),  но православные чехи не хотели подчиняться русским иерархам.  Возникшую  в Праге чешскую православную общину попытался возглавить  архимандрит  Савватий  — чех, получивший образование в Воронежской Духовной семинарии и Киевской Духовной  академии.  Константинопольский Патриарх  рукоположил Савватия  во епископа «всея Чехии». Вернувшись  в Прагу, тот попытался отобрать у русской  общины  Никольскую церковь.  Правительство оставило  храм  в общем  пользовании Сергия  и Савватия,  что продолжалось довольно  долго. Митрополит  Евлогий  вспоминал:  «И  вот,  бывало,  приедет  преосвященный  Сергий  служить,  а епископ  Савватий,  отстранив  его, становится на настоятельском месте. Владыка Сергий смиренно становится  сбоку». Но вскоре  чешские  православные общины возглавил  епископ  Горазд,  будущий  священномученик,  находившийся  в каноническом подчинении Сербской  Церкви.  Он не претендовал  на Никольскую церковь,  а Савватий с немногими сторонниками был выдворен из русского храма.

События, происходившие в России  после  смерти  Патриарха Тихона, изменили каноническую подчиненность и епископа Сергия  Пражского. Когда  его духовный  отец  митрополит Евлогий отказался  подчиняться митрополиту   Сергию  (Страгородскому) из-за его Декларации 1927 года и ушел в юрисдикцию Константинопольской Патриархии, за ним последовало  и большинство ранее подчинявшегося Московской Патриархии духовенства и прихожан. Среди них оказался и епископ Сергий со своей паствой.

Духовный  облик  Владыки,  вобравший  в себя лучшие  черты православного святительства   и  старчества,   привлекал   к  нему множество  людей.  Современники отмечали,  что вся  политика епископа Сергия  заключалась  в непосредственном личном  общении  с верующими.  Он постоянно участвовал  в жизни  своих прихожан,  часто исполняя обязанности приходского  священника. В Праге не было русской семьи, где он не крестил бы детей, не венчал молодых и не напутствовал  умирающих. Он знал всех русских прихожан по имени, помнил об их семейных праздниках и не упускал  возможности спеть  «многая  лета» и преподнести подарки  виновникам торжества. Велика была его помощь  нуждающимся  и забота о больных.  Как правило,  у него не залеживались пожертвованные ему деньги, теплые вещи. Преосвященный  часто навещал  больных.  Собираясь в больницу,  он всегда брал с собой икону, водрузив которую у постели недужного, служил молебен о его исцелении. Друзья и прихожане с умилением вспоминали его большой  черный  мешок,  откуда попадавшиеся навстречу  Владыке дети получали яблоки  и сладости.  В специально нанятом  помещении он устроил Николаевское подворье, куда после богослужений собирались  все желающие,  за чашкой чая общались между собой и беседовали со своим архипастырем. Но  пражанам  и приезжим  особенно  запомнились четверговые чаепития  в архиерейском доме,  где в тесной  комнате  за большим обеденным  столом собирались  люди, пили чай из самовара, обсуждали различные  вопросы,  спорили.  Владыка принимал в разговорах самое живое участие, шутил, смеялся,  но ни с кем не спорил и своего мнения  никому  не навязывал. За столом одновременно сидели 20-25 гостей, а за день через порог квартиры переступало до двухсот человек. Здесь бывали профессора и студенты,  приезжие  священнослужители и политические деятели, писатели  и художники,  простолюдины и аристократы. Особым вниманием пражского епископа пользовалась русская молодежь. Он был частым гостем на собраниях  и съездах Русского Студенческого Христианского движения.

После  начала  Второй мировой  войны  владыка  Сергий  потерял связь с митрополитом Евлогием. Во время немецкой оккупации Владыка и все евлогиане сохранили самоуправление и лишь формально подчинялись германской епархии. Между тем, в России разворачивались события,  приковавшие внимание владыки Сергия больше, чем все опасности. Перепуганное военными неудачами  сталинское  правительство пошло  на уступки  Церкви, было восстановлено патриаршество.

Наступил  перелом  в войне.  Советская Армия вступила в Европу.  В мае  1945 года советские  войска  заняли  Прагу,  многие эмигранты были арестованы. Владыка несколько раз подвергался арестам и обыскам,  но остался на свободе. После окончания войны  все православные общины  на территории  Чехословакии воссоединились с РПЦ.  17 апреля  1946 года  владыка  Сергий указом Патриарха Алексия (Симанского) был возведен в сан архиепископа. Вскоре он был назначен  архиепископом Венским, викарием  Западно-Европейского экзархата.  В Вене он продолжал утешать страждущих,  помогал  разоренным войной  и всех учил христианскому общению  на скромных  застольях у себя на квартире.  Сам он испытывал  большую нужду и находился  под постоянным наблюдением  спецслужб,  но когда ему предложили бежать в американскую зону оккупации, ответил: «Нет, меня вернут в Россию,  и там я умру. Я останусь на месте, которое определил  мне Бог». Вернуться  на родину  владыке  Сергию  было суждено лишь в 1950 году. Шестидесятидевятилетний архиерей был назначен  архиепископом Казанским и Чистопольским. Он прибыл  в Казань  30 октября  1950 года и совершил  свое первое богослужение в кафедральном Никольском соборе.

После  трех десятилетий  церковной смуты  и  гнета  короткое архипастырство Сергия  Пражского стало для казанской церкви временем отдыха и обновления сил перед новыми потрясениями. Уполномоченный совета по делам РПЦ  по ТАССР  докладывал: «Архиепископ  Сергий  никаких  особых мероприятий не провел, но  он  ввел  в  казанских   городских  церквах  ежедневную  службу. Ежедневно  их посещает  и часто служит сам. Этим он достиг того, что верующих стало больше ходить в церковь, и поднял свой авторитет». Владыка Сергий  внес в богослужебную  жизнь  Казани свойственный ему творческий  дух. Несмотря  на преклонный возраст  и слабое здоровье  он исправно  выстаивал  все службы и подолгу прикладывал прихожан  ко кресту, давая при этом духовные  наставления. Его  замечания священнослужителям носили исключительно доброжелательный характер и были сопряжены с молитвой о них. Он ввел ежедневное служение молебнов Богородице после Литургии и обязательное пение на воскресной вечерне акафиста  в честь Ее Казанской иконы.  Последняя традиция прочно сохраняется до наших дней. Владыка украсил древний список с Казанской иконы, находящийся в кладбищенской церкви, девятью лампадами и опубликовал  в «Журнале Московской Патриархии» (ЖМП. 1952. № 7. С. 47-49) статью, посвященную истории Казанского образа. В том же храме на Арском кладбище под престолом бокового  придела при владыке Сергии  был сокрыт ларец с частью мощей святителя Германа Казанского. Он пролежал там до Великого  поста 2000 года, когда был обретен и торжественно перенесен в Успенский  монастырь Свияжска.

Один из старейших священнослужителей Казанской епархии иеромонах  Филарет  (Златоустов),   ныне  схиигумен  Раифского монастыря Сергий,  в 2002 году вспоминал:   «Владыка  Сергий запомнился мне на всю жизнь.  Я слышал  несколько проповедей владыки  Сергия.  В них не было напускной патетики,  ярких ораторских приемов, но была слышна большая любовь к людям. Слова  проповеди  были  понятны  всем,  они  легко  проникали в душу, ложились  на сердце.  Его любовь и уважение  к прихожанам проявлялись во всех его действиях,  во время помазания на всенощной он тянулся  к каждому как к лучшему другу. Беседуя с прихожанами, никогда не показывал  своего превосходства, но был равным с ними. Мне удалось несколько раз понемногу  разговаривать с ним. Обширные знания, высокая внутренняя культура, и все на фундаменте  Православия, восхищали  меня. Тогда и возникло желание стать священником».

Владыка Сергий много ездил по своей епархии, бывал и в соседней Чебоксарской. Как-то  во время торжественной встречи в кафедральном соборе Чебоксар,  когда епископ  Иов (Кресович) говорил слово в честь прибывшего гостя,  владыка  Сергий  поклонился  ему до земли,  а потом  успокаивал  смущенного собрата словами:  «Я кланяюсь  твоему дару красноречия, я такого не имею». Во время поездок по епархии архиепископа Сергия везде встречали очень тепло. Его бывший  иподиакон вспоминает, что лицо у Владыки всегда было светлое, улыбающееся, оно как бы сияло,  на него приятно  было смотреть.  Люди выстраивались в две шеренги,  женщины  расстилали на пути Владыки платки.

В январе  1952 года архиепископ Сергий  тяжело  заболел.  До самого последнего дня рядом с ним была его преданная духовная дочь монахиня  Сергия,  знавшая  его еще архимандритом Яблочинского монастыря. Она вспоминает: «Последнюю службу Владыка служил 8/21 октября.  Вечером  приехал в кладбищенскую церковь на акафист Божией Матери, но сидел или стоял в алтаре, а служить уже был не в состоянии. В алтаре он благословил  все духовенство, многие плакали». В ночь с 17 на 18 декабря владыка Сергий  скончался, приобщившись днем Святых  Христовых Таин.  Прощание происходило  с 18 по 21 декабря.  Кладбищенский  храм посетили  тысячи  казанцев  и жители  других городов и сел Татарии.  Владыка  похоронен  на Арском кладбище  Казани за алтарем храма. Его могила является одним из почитаемых мест в Казанской епархии,  в светлое время  суток здесь можно увидеть молящихся. К мраморному  кресту люди приносят живые цветы и хвойные  ветки. Есть много свидетельств  того, как еще при жизни владыки Сергия люди по его молитвам получали исцеления. Известно немало примеров его прозорливости. Имеется множество  свидетельств  о помощи  по молитвам  к владыке Сергию,  в том числе и в самые последние  годы. Даже если бы не было этих чудес, память об архиепископе Сергии (Королеве) еще долго не покидала  бы православный мир. Еще живы свидетели его молитвенных  подвигов;  они продолжают  рассказывать младшему поколению об этом проповеднике радости и великом молитвеннике, который помогал им идти ко спасению.


(По материалам, предоставленным комиссией по канонизации святых Казанской епархии.)
 

Категория: Материалы лектория | Добавил: Evgenei | Теги: Жизнь, монастырь, эмиграция, гонения, революция, Священномученик
Просмотров: 2017 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/2
Поделиться:
Всего комментариев: 0
avatar
Форма входа
Категории раздела
В VK
Мини-чат
Почта
Логин:
Пароль:

(что это)
  • Фасад дома

    Купить проект дома - оптимальное решение для тех, кто хочет построить дом

    фасад23.рф


Сайт работает благодаря вашим пожертвованиям.

Форма для пожертвования:
Рассылки Subscribe.Ru
Лента "Душеполезное чтение"
Рассылки Subscribe.Ru
Лента "Возрождение"
Рассылки Subscribe.Ru
Лента "Форум клуба"

Общество друзей милосердия статистика
Besucherzahler femmes russes a marier
счетчик посещений
Сервер 'Россия Православная' Яндекс.Метрика Счетчик тИЦ, PR и обратных ссылок
  • Фасад дома

    Купить проект дома - оптимальное решение для тех, кто хочет построить дом

    фасад23.рф