Главная » Библиотека » Лекторий » Материалы лектория

Страж правды Христовой. Священномученик Кирилл, митрополит Казанский и Свияжский
19 Фев 2014, 17:31
доцент, к.ф.н. Абызова Элеонора Борисовна.

ХХ век вошел в историю как век страшных и жестоких гонений на Русскую Православную Церковь ( Российская Православная Церковь до 1943 года).

Неисчислимые жертвы принесены ее чадами ради Христа. Богу было угодно, чтобы РПЦ, принесшая многие плоды своего спасительного делания, омылась кровью своих верных чад и на глазах у всего мира явила в рационалистическом, скептическом ХХ веке сонм святых мучеников и исповедников, тесными вратами скорби, лишений и мук вошедших в светлый небесный чертог. Нравственный подвиг новомучеников засвидетельствовал перед теплохладной или даже скептически относящейся к христианству частью человечества, что евангельский идеал не померк, за него принимают страдания и отдают жизнь, как и во времена первых христиан. Такого грандиозного подвига мученичества и стояния за веру не знает история. Количество замученных и пострадавших за веру православную в России превосходит все мартирологи прежних веков вместе взятых. Одним из таких, кто пострадал за веру Христову, был митрополит Казанский и Свияжский Кирилл (Смирнов), великий исповедник Православия, несгибаемый, бескомпромиссный борец за святость и чистоту Церкви, столп веры и страж правды Христовой.

Далее позвольте кратко остановиться на его жизнеописании. Священномуеника Кирилла (в миру Смирнов Константин Илларионович) родился в семье псаломщика 26 апреля 1865 года в городе Кронштадте Санкт-Петербургской губернии. Закончил Санкт-Петербургскую Духовную академию со степенью кандидата богословия, женился, был рукоположен в священники. 15 лет он служил в священническом сане. Неожиданная смерть его маленькой дочери Ольги, мучительно умиравшей от проглоченной иглы, вслед за тем смерть жены, не пережившей горя, подвигла 38-летнего отца Константина в 1902 году принять монашество. Вскоре иеромонах Кирилл (с этим именем принял монашеский подвиг) назначается на должность начальника Урмийской Миссии в Персии с возведением в сан архимадрида. В 1904 году состоялась хиротония архимадрида Кирилла во епископа Гдовского, викария Санкт-Петербургской епархии. Желая, чтоб народ полнее участвовал в богослужении, Владыка ввел всенародное пение за богослужением в Александро-Невской Лавре. Святой праведный Иоанн Кронштадский перед смертью просил, чтобы его отпевал молодой епископ Кирилл, которого он знал по служению его в Кронштадте. С 1908 по1928 годы Владыка управляет Тамбовской и Шацкой епархией. Он стремился как можно чаще совершать поездки в самые отдаленные места своей епархии ради общения с паствой. В 1913 году он возводится в сан архиепископа. Усердием Владыки Кирилла было подготовлено и в 1914 году совершено прославление Питирима Тамбовского – нового заступника в трудные для России времена. На всем своем многотрудном пути служения Богу Священномученик Кирилл проявлял глубочайшую веру  и крепкое стояние за церковные уставы. Например, в 1909 году в связи с эпидемией холеры было дано распоряжение освящать на Богоявление только кипяченую воду, Владыка отказался это делать, освящал воду на Неве, да еще в присутствии царской семьи. Он не верил, что сила материального огня выше силы Божьей благодати. Во время февральских событий 1917 года Владыка предупреждал с амвона :«Особенно тяжки несчастьем для Родины было бы, если бы дни начавшейся свободы омрачились проявлением какой-нибудь злобы или мстительности по отношению к прошлому, пусть в этом прошлом было много, чем справедливо возмущались, но из были слова не выкинешь, прошлое - это ведь все-таки наше, отечественное прошлое. При жизни родителей, ведущих неладную жизнь, взрослые дети не могут иногда удержаться от укоризны в их сторону, и за это их нельзя осудить, но если бы эти дети не перестали бранить таких родителей и после их смерти, то найдите сами название поступка таких детей! Так точно и мы, если не удержимся от глумления над своим прошлым, то напишем такую страницу своей новой истории, которую следующие поколения будут читать с краской стыда на лице, готовы будут вырвать ее, но нет таких ножниц, которыми можно было бы вырезать что-либо из памяти истории. Будем помнить это крепко, чтобы не впасть нам в искушение». Во время войны по инициативе святителя организуются сборы средств для нужд фронта, лазареты при монастырях, приюты для детей, у которых погибли родители, различные комитеты помощи воинам. На Помесном Соборе Владыка был выдвинут вторым в числе первоначально избранных 25-ти кандидатов на Патриаршество. Он был избран также членом Священного Синода при Святейшем Патриархе Тихоне. В марте 1918 года святитель назначается на митрополичью Тифлисскую и Бакинскую кафедру, а также на должность Экзарха Кавказского, однако к месту назначения выехать ему не удалось. В 1919 году его впервые арестовали, и он начал свое восхождение на Голгофу. В 1920 году после освобождения он назначается на Казанскую и Свияжскую кафедру, но через он был арестован и приговорен к заключению в лагере на 5 лет. В 1921 году его освобождают по амнистии, и Владыка возвращается в Казань. Сохранилось несколько писем, переданных Владыкой из заключения. Вот отрывок из одного письма: «Привезли нас во Владимирскую тюрьму с Владыкой Фаддеем (Успенским) в один день и поместили в большую камеру. Страшная тюремная обстановка среди воров и убийц подействовала на меня удручающе. Я волновался и не знал, что с собой делать. Владыка Фаддей, напротив был спокоен, сидя на полу, все время о чем-то думал, по ночам молился. Как-то ночью, когда все спали, а я сидел в тоске и отчаянии, Владыка Фаддей взял меня за руку и сказал: «Для нас настало настоящее христианское время, не печаль, а радость должна наполнять наши души. Сейчас наши души должны открыться для подвига и жертв. Не унывай, Христос ведь с нами». Моя рука была в его руке, и я почувствовал, как будто по моей руке бежит какой-то огненный поток. В какую-то минуту во мне изменилось все, я забыл о своей участи, на душе стало спокойно и радостно. Я поцеловал его руку, благодаря Бога за дар утешения, которым владел этот праведник».

По завещательному распоряжению святителя Тихона, Патриарха Московского и Всея Руси, он был назван первым кандидатом на должность патриаршего местоблюстителя. Когда в 1926 году проходили «тайные выборы патриарха», то 72 архиерея высказались за кандидатуру митрополита Кирилла, который тогда находился в заключении. Этими выборами ГПУ решило воспользоваться в своих целях, поэтому к Владыке Кириллу в вятскую тюрьму прибыл Е.А. Тучков, начальник VI го секретного отдела ГПУ. Он заявил, что не сомневается, что разговаривает с будущим патриархом, предложил сотрудничество и помощь в «легализации» Церкви, но с условием: «Если нам нужно будет удалить какого-нибудь архиерея, Вы должны будите нам помочь. Вы должны будете сделать вид, что делаете это сами и найти соответствующее обвинение». – «Евгений Александрович, Вы не пушка, а бомба, которой Вы хотите взорвать изнутри Русскую Церковь», - с достоинством ответил митрополит Кирилл. После этого он был отправлен в ссылку в Туруханск. Все, кто встречался с митрополитом Кириллом (Смирновым), навсегда сохранял память об этом удивительном иерархе. Князь С.Е. Трубецкой, который сидел с Владыкой  в Таганской тюрьме, писал о нем: «С радостной простотой нес он свой крест до конца, подавая пример многим и являясь немым укором тоже для многих». А вот, что вспоминает православный писатель Сергей Фадеев: «Образ митрополита Кирилла Казанского, конечно, неизгладим из памяти. Высокий, очень красивый, еще сильный, несмотря на большие годы, он нес свое величие и святость по тюрьмам и этапам России. Помню его входящего, точно в богатую приемную залу архиерейского дома, в нашу маленькую и невероятно клопиную камеру вятской тюрьмы. В этой камере нас застало Рождество в 1922 году, была отслужена всенощная, и митрополит громогласно воспевал праздничный канон на пару с одним эсером. Мы стояли перед голой стеной. И облачений, конечно, не было, ведь мы были на этапе. Но ирмосы канона звучали убедительно, как всегда. Этапный период самое тяжелое время для заключенного, но в присутствии старого митрополита, унывать было совершенно невозможно. Следует отметить, что в страшных подневольных условиях он , подобно святителю Афанасию Великому и Священномученику Ермогену, не переставал ратовать о чистоте православия и церковного устроения. В 1924 году Святитель возвращается из ссылки  и встречается в Москве с Патриархом Тихоном, успешно убеждая его от примирения и сотрудничества с обновленцем В. Красницким. ГПУ навязывало эти действия Святейшему, обещая тогда выпустить из тюрем архипастырей. На эти обещания Владыка сказал Святейшему: «Ваше Святейшество, о нас архиереях не думайте. Мы теперь только и годны на тюрьмы». Выслушав это Святейший вычеркнул из подписной бумаги фамилию Красницкого. В 1927 году святителя выслали в станок Хатака Туруханского района Красноярского округа, а затем в город Енисейск. После выхода в 1927 году Декларации митрополита Сергия, Владыка отделился от общения с ним, т.к. не хотел участвовать в том, что его совесть признавала греховным».Владыка вел переписку с митрополитом Сергием, пытаясь убедить его сойти с пагубного пути компромиссов. Эти письма Владыки Кирилла, глубоко продуманные и четко аргументированные, вскрывали духовно-нравственную суть проблемы. В декабре 1929 года митрополит Сергий предает Святителя суду архиереев и увольняет его от управления Казанской кафедрой. С 1932 года Владыка находится в ссылке в Туруханском крае. Полгода здесь длится ночь, прерываемая только Северным сиянием, полгода обитатели этого края были оторваны от всего мира: ни писем, ни писем, ни посылок. Мороз доходит до 60 градусов. Короткое полярное лето и мириады мучительных комаров-гнусов, цинга, отсутствие предметов первой необходимости. Такова была обстановка в ссылках за полярным кругом. Здесь многие сосланные епископы жили в маленьких поселках далеко друг от друга, так что видится не могли. Лишь со священномучеником епископом Дамыкиным (Цедриком) удалось Владыке недолго пообщаться, и с тех пор они стали друзьями навсегда. После освобождения в августе 1933 года Святитель недолгое время проживал в городе Гжатске. Летом 1934 года он был вновь арестован с тем же обвинением в контрреволюционной деятельности. Его приговорили к 3 годам ссылки, которую он отбывал в Южно-Казахстанской области неподалеку в той же ссылке жил митрополит Иосиф (Петровых), и два старца – митрополита были утешены хоть какой-то возможностью общения. «С митрополитом Иосифом – писал Владыка, я нахожусь в братском общении». 7 июля 1937 года Владыка был арестован в ссылке и заключен в тюрьму г. Чимкента. На допросе, где он обвинялся в том, что «возглавлял все контрреволюционное духовенство» Владыка держался очень мужественно, и всю ответственность по обвинению взял на себя. 6 ноября он был осужден тройкой УНКВД и приговорен к расстрелу. 7(20 н.ст) ноября Святитель был расстрелян в Лисьем овраге под Чимкентом вместе со священномучени-ком митрополитом Иосифом (Петровых) и епископом Евгением (Кобрановым). Митрополит Кирилл – один из самых выдающихся иерархов в истории Русской Православной Церкви. Этот особой духовной силы архипастырь был прославлен Господом в эпоху неслыханных гонений, как образец твердости в исповедании веры. Он был святитель безупречный, соединивший молитвенный подвиг с активной архипастырской деятельностью, достоинство высокого сана с истинной простотой, смирением и любовью. Во всех местах служения Владыки проявлялся его особый дар: к нему притягивались люди, привлеченные его духовной красотой, несокрушимой верой. Он был причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских на юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания.


Категория: Материалы лектория | Добавил: Evgenei | Теги: ссылка, тюрьма, 1937, Декларации митрополита Сергия, Священномученик
Просмотров: 2387 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/2
Поделиться:
Всего комментариев: 0
avatar
Форма входа
Категории раздела
В VK
Мини-чат
Почта
Логин:
Пароль:

(что это)

Сайт работает благодаря вашим пожертвованиям.

Форма для пожертвования:
Рассылки Subscribe.Ru
Лента "Душеполезное чтение"
Рассылки Subscribe.Ru
Лента "Возрождение"
Рассылки Subscribe.Ru
Лента "Форум клуба"

Общество друзей милосердия статистика
Besucherzahler femmes russes a marier
счетчик посещений
Сервер 'Россия Православная' Яндекс.Метрика Счетчик тИЦ, PR и обратных ссылок