Главная » Библиотека » Лекторий » Материалы лектория

Совесть и раскаяние
14 Фев 2014, 09:45
Преподаватель Безденежных Надежда Валентиновна.

Тема сразу не озвучивается, во время урока ребята ее называют сами. Вначале лекции мы обращаем свой взор к окружающей нас природе, которая во многом отражает природу человека. Мир, который окружает нас, называется внешним, или видимым. Мир чувств, желаний, мыслей и способностей человека – это его внутренний мир. И если внешний мир мы видим и он один для всех, то внутренний мир человека скрыт от других людей и он у каждого свой, сложный и неповторимый.

Но как во внешнем мире есть свет и тьма, красивое и некрасивое, так и во внутреннем мире человека есть светлая сторона его души, есть темная, есть красивое и некрасивое, высокое и низкое.

Приводим примеры.

В нас могут одинаково уживаться:

- любовь и ненависть
- честь и бесчестие
- правда и ложь
- милосердие и жестокость и т.д.

Человек в праве сам определять, что из этого выбрать, чему следовать и чем питать свою душу.

Т.е. Добро и зло существуют не где-то далеко или близко, а в нашей душе.

- определение понятия добра и зла. У слова –Зло- есть синоним – Грех.
- определение понятия Греха

Грех- это не только не добрый поступок, но это и недобрые слова, мысли, чувства, желания.

Пример

Приведенный пример показывает, что человек почти каждый день бывает перед выбором. Это значит, что Добро и Зло не просто существует в его душе, но идет извечная борьба Добра и Зла.

Человеку дана свободная воля и Разум (все слова схематично записываем на доске). Но не всегда мы правильно пользуемся этими дарами. Потому, чтобы напомнить нам, что добро приближает нас к Богу, а зло удаляет от Него, Господь дает нам Закон(центральная часть его – 10 заповедей).

Закон дан для того, чтобы человек знал, как нужно правильно поступать, а от чего себя следует оградить.

 Вопрос к ребятам:

Есть люди, которые никогда не читали Заповеди, может быть кто-то даже не знает о их существовании. Но почти каждый человек безошибочно скажет, что нельзя убивать, нельзя воровать, нельзя лгать, нельзя завидовать, и т.д. Кто или что подсказывает об этом человеку?

Ребята безошибочно отвечают: Совесть.

Т.о. прежде чем дать нам написанный Закон, Господь уже вложил его в наше сердце. И об этом свидетельствует наша совесть.

- О действии совести
- О том, что человеку свойственно не слушать свою совесть (пример)

Но совесть никуда не исчезает.  У нее есть особенность. Она, спустя много лет, может совершенно неожиданно напомнить о былой неправде. И тогда радость, например, полученная от интересной поездки, может исчезнуть, потому что совесть вдруг подняла из глубин памяти то, что совсем не хотелось бы помнить.

Ребятам хорошо знакомы образные выражения «Меня мучает совесть», «Совесть мне не дает уснуть» и т.д.

А иногда совесть лишает человека не только сна и аппетита, но и смысла жизни.

Но если совесть так обличает и не дает покоя, есть ли от этого какое-то врачевание или избавление?

Конечно, есть. Господь, целитель душ и телес наших не оставил нас без врачевания наших же собственных грехов.

Ребятам предлагается послушать рассказ о воеводе.

Смелый, сильный юноша организовал войско и стал делать набеги на соседние царства – государства. Завоевал огромные земли, покорил многие народы, сделав их рабами, в его руках были несметные сокровища и богатства.

Вопрос к ребятам:  Вызывает ли этот человек у вас какие-то добрые чувства?

Ответ: Нет.

Ребята знают, что не всякая война  и победа оправданы.

У него, безусловно, присутствовали  и Воля и Разум, а вот совесть – нет. В этом случае разум действует как холодный, расчетливый ум.

Но вот скоро, этот воевода почувствовал, что ему на его вершине славы одиноко и холодно. Его чувства победителя побежденные не разделяют. Оказывается, пусть лучше тебя знают и любят не многие, чем ненавидит и боится весь мир. А вскоре он с сокрушением признался, что он человек слабый, потому что несмотря на то, что он покорил многие народы, себя самого он не мог переломить даже в малом. Поэтому, кроме позора и бесчестия , эта победа ему ничего не принесла.

Вот это признание своей беспомощности и неправоты и называется раскаяние. И это вторая часть нашей лекции.

Раскаяние – это изменение той оценки, которую человек дает своим поступкам. (то, что считалось геройством, оказалось позором)

Первый шаг в раскаянии – согласиться с обличием своей совести.

Второй шаг – переворот своих стремлений (не к той победе я стремился)

Вопрос к ребятам: Давайте вернемся к нашему воеводе. У вас по-прежнему к нему появляется жалость, а у некоторых даже уважение. Признаться в слабости такому физически сильному человеку очень трудно, значит, нужна тоже сила, но уже духовная.

Мы подходим к главной  мысли нашей лекции:

Если кающейся человек вызывает такие добрые чувства у себе подобного человека, то какие же чувства кающийся вызывает у милостивого Бога?

Поэтому у христианина есть третий шаг раскаяние:

Таинство Покаяния в Православной церкви и покаянные молитвы.

Самая простая из них «Господи, прости…»

Мы просим прощения у Бога не для того, чтобы он нас наказал, а для того чтобы простил…

Но поступать по совести, это значит поступать по правде, по справедливости. Но ведь это может быть закон строгой правды.

А всегда ли мы должны поступать по закону строгой правды? Всегда ли с нами поступают  по закону строгой правды?

Приводим примеры и выясняем, что по закону строгой правды нужно поступать главным образом с собой, человеку дарованы Милосердие и любовь.

Схема на доске:

Свобода воли – Разум – Совесть - Любовь.

Подводим итог:

Если наша совесть в чем-то  нас обличает, первое средство врачевания – раскаяние или покаяние, по возможности исправление ошибки

Солгал -скажи правду;

Украл- верни;

Обидел – попроси прощение.

Надо учиться слушать свою совесть, поступать по ее подсказкам, исправлять свои ошибки. Тогда в душе человека водворится мир.

Господь наш Иисус Христос сказал: «Царство Божие внутри вас есть»

А значит и счастье тоже, и первое условие его – это чистая совесть.

Мы начали разговор с внешнего мира, а затем перевели взгляд во внутренний мир человека.

Приводим примеры, мысленно прогуляться по летнему саду.

(кратко)

- сорняки и культурные растения – отображают наши грехи и добродетели.
- смирение и тщеславие – на примере плодовитой и бесплодной яблони.

- отпавшая веточка, гонимая ветром – образ человека, отпавшего от Церкви, который никогда не сможет принести духовного плода, а также мнимая свобода.

-пробуждающаяся весной природа каждый год напоминает нам о будущем всеобщем Воскресении.

Многие святые рассматривали природу и читали ее как открытую книгу, где Господь показал свое всемогущество и премудрость.

Нужно бережно и внимательно относится к окружающему нас миру, но более внимательными нужно быть к своему внутреннему миру, который без Бога познать нельзя. И будет очень хорошо, а главное, спасительно, если появится желание что-то в себе исправить.

Комментарии к уроку :

Урок проведен в форме лекции.

Цель урока:

Определение понятия Добра и Зла. Как происходит выбор человека и как при этом действует его совесть.

Задача урока:

Показать ребятам на примере героя рассказа как меняется состояние человека, который сначала согрешает, а затем сожалеет о содеянном и обращается к Богу с покаянием. Не менее важно отметить, как меняется отношение ребят к такому человеку.

А затем центральная, головная мысль лекции – о любви и милосердии Бога к кающемуся грешнику.


Категория: Материалы лектория | Добавил: Evgenei | Теги: урок, заповеди, чувство, поступок, качества, победа
Просмотров: 1518 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/2
Поделиться:
Всего комментариев: 0
avatar
Форма входа
Категории раздела
В VK
Мини-чат
Почта
Логин:
Пароль:

(что это)

Сайт работает благодаря вашим пожертвованиям.

Форма для пожертвования:
Рассылки Subscribe.Ru
Лента "Душеполезное чтение"
Рассылки Subscribe.Ru
Лента "Возрождение"
Рассылки Subscribe.Ru
Лента "Форум клуба"

Общество друзей милосердия статистика
Besucherzahler femmes russes a marier
счетчик посещений
Сервер 'Россия Православная' Яндекс.Метрика Счетчик тИЦ, PR и обратных ссылок