Главная » 2016 » Май » 23 » Семь загадок Марса
Семь загадок Марса

В древние времени китайские астрономы называли Марс «огненной звездой», и хотя за последние годы десятки космических аппаратов были отправлены на исследование Красной планеты, ученые по-прежнему сгорают от любопытства в попытке разгадать ее тайны. Специалисты портала Space.com составили список из семи ключевых вопросов, касающихся Марса, на которые ученые до сих пор не могут ответить с полной уверенностью.

1. Двуликий Марс

34492f8a.jpg

Марс. © NASA
Ученые уже много лет пытаются понять причину существенной разницы между двумя сторонами Марса. Северное полушарие планеты гладкое и низкое — это одно из самых плоских и ровных мест во всей Солнечной системе. Согласно одной из теорий, такой эту часть Красной планеты сделали потоки воды, которые когда-то текли по ее поверхности.
Одновременно с этим южное полушарие Марса усеяно кратерами и примерно на 4–8 километров выше бассейна северного полушария. Последние данные свидетельствуют о том, что такой контраст в рельефе двух половин Красной планеты был вызван падением гигантского космического тела, некогда врезавшегося в Марс.

2. Тайна марсианского метана

4e487dc4.jpg

Аппарат Mars Express. © ESA
Метан — простейшая органическая молекула — впервые был обнаружен в атмосфере Марса в 2003 году с помощью космического аппарата Mars Express Европейского космического агентства. На Земле большая часть атмосферного метана производится органическими формами жизни, такими как крупный рогатый скот, при переваривании пищи. Ученые выяснили, что в марсианской атмосфере метан находится в стабильном состоянии лишь последние 300 лет, то есть то, что порождает этот газ, начало этот процесс сравнительно недавно.
Впрочем, существуют и иные способы производства метана, например вулканическая активность. Этом году ЕКА и «Роскосмос» запустили к Красной планете новый космический аппарат (миссия «ЭкзоМарс» (ExoMars)), чтобы подробно изучить ее химический состав атмосферы и больше узнать о происхождении марсианского метана.

3. Жидкая вода

aa1724ed.jpg

Следы жидкой воды на Марсе. © NASA
Несмотря на большое количество доказательств того, что когда-то давно по поверхности Марса текла вода, вопрос о наличии жидкой воды на Красной планеты в настоящее время остается открытым. Известно, что атмосферное давление на Марсе слишком низкое (примерно сто раз ниже, чем на Земле), поэтому даже при наличии воды на поверхности планеты, она не может сохранять свою жидкую форму. Тем не менее, темные, узкие линии, которые можно наблюдать на марсианских склонах, указывают на то, что каждой весной соленая вода сбегает вниз по этим склонам.

4. Марсианские океаны

3f687eb8.jpg

Примерно так выглядел океан на Марсе. © G. Di Achille
В результате многочисленных исследовательских программ было установлено, что когда-то Красная планета была достаточно теплой для жидкой воды. Предположительно, в это время, как на Земле сейчас, на Марсе можно было наблюдать огромные океаны, сети долин и разветвленные дельты рек, а также минералы, необходимые для образования воды.
Несмотря на эти данные, построенные учеными климатические модели древней марсианской атмосферы не способны объяснить столь высокую температуру, поскольку в те времена Солнце было намного слабее. Ввиду этого некоторые ученые высказывают предположения, что рельеф Марса был сформирован не под влиянием жидкой воды, а под влиянием ветра или других механизмов.
Существуют и иные теории, согласно которым в древности климат на Марсе был холодным и влажным, а не сухим и холодным или теплым и влажным, как утверждают их оппоненты.

5. Жизнь на Марсе

e9ec23a7.jpg

Марсоход «Кьюриосити». © NASA
Ключевой вопрос — о существовании органической жизни на Марсе — терзает умы ученых всего мира с тех самых пор, как первый космический аппарат НАСА «Викинг-1» успешно совершил посадку на поверхность Красной планеты. По сути, это была первая и единственная на данный момент попытка отыскать жизнь на Марсе. Результаты этой миссии горячо обсуждаются и сегодня. В рамах программы «Викинг» специалисты НАСА обнаружили органические молекулы, такие как метилхлорид и дихлорметан. Однако позднее эти соединения назвали «земными загрязнителями», поскольку эти они входили в состав жидкостей, используемых на Земле для очистки космического аппарата при подготовке к полету.
Несмотря на то, что поверхность Марса весьма враждебна по отношению к органической жизни с точки зрения холода, радиации, отсутствия воды и других факторов, ученые не теряют надежды найти признаки жизни и в таких экстремальных условиях. Известно, что на Земле жизнь существует практически везде, где есть жидкая вода, поэтому ученые убеждены, что если на Марсе когда-то существовали океаны, то в них вполне могла развиваться и органическая жизнь, а значит, что ее следы могли сохраниться до сих пор.

6. Марсианское происхождение жизни на Земле

c73eab78.jpeg

Многие ученые не отвергают вероятности того, что земная жизнь на самом деле зародилась на Марсе. © NASA
В Антарктиде были обнаружены метеориты, прилетевшие к нам с Марса. Предположительно, они откололись от Красной планеты под воздействием других космических тел. Структура этих метеоритов напоминает «работу» земных микробов. И несмотря на то, что ряд исследований дает весьма четкое химическое, а не биологическое объяснение этим структурам, дискуссия по данному вопросу продолжается. Таким образом, до сих пор многие ученые не отвергают вероятности того, что земная жизнь на самом деле зародилась на Марсе и лишь затем была занесена на нашу планету метеоритами.

7. Возможность проживания на Марсе