21:09 «Машина времени; Христос из будущего!» |
Церковь не лишена футурологического и эсхатологического преставления будущего, а живет им, и действительно обладает внеземными технологиями - «машиной времени», владея опытом ею пользования. И дело не только в скудных, но все же в существующих описанных в сказаниях, преданиях, «жития святых» о моментах из жизни святых людей, у которых происходило мгновенное перемещение во времени и пространстве. Реально, которые были как в прошлом созерцателями первозданного земного рая-эдема. Подробно, описывая своим современникам, биохимические процессы биосферы и принося от туда даже предметы (плоды). Так были и в будущем, в котором как состоявшийся факт уже в совершенно спасении человечества, в котором были как рожденные, так еще и не рожденные люди, и они с ними общались, но дело на много глубже чем возможность «машины времени», о чем мы с вами и поговорим. В чем потребность фантастики? Почему в контексте фантастики «машина времени», особо в последнее время, так глубоко волнует современного человека. Как некая панацея в решении проблем, (пишутся фантастические романы, снимаются потрясающие кинофильмы), когда в независимости своей религии, культуры, страны, социального положения, возраста и развития, что-то одинаково в этом объединяет людей и таинственно по-эдемски, манит к себе человека. А получив новое изобретение, знание, достижение, которое было раньше недосягаемой и мечтательной фантастикой, вдруг это перестает быть ценностью, этим человек не насытился, счастлив так и не стал … и вот разворачивается новый виток фантастических преставлений, из которых что-то так же станет вчерашним днем. Вы не чувствуете тут некую ущербность? «Возьми человечество все, что можно только можно изобрести, в том числе и машину времени». Ну а дальше что? Тебя машина сделает счастливым? В потребности фантастики можно просмотреть и глубоко психологические моменты, попытки компенсировать утраченное – Рай, рай как природа человека в могуществе, так и совершенное место пребывания в нем человека. Всегда, сквозь всю историю человечества, известных и не известных нам исчезнувших цивилизаций, когда найденные артефакты поражают от микроскопичности до гигантского монументализма, непознанным превосходством, всех нас с современниками объединяет одна пронизывающая общая нить – трагизм человечества, и неизбежность этого трагизма который оканчивается смертью. Все существующие праздники человечества – от личных (например: день рожденья), до всевозможных общественных, государственных (извращения не учитываю), религиозных – это попытка воссоздать или приблизиться к блаженству потерянного Рая. А желание иметь «машину времени» вне Бога, это опять попытка духа человека все же возвыситься над материей временем и пространством, и тем самым этот внутренний и глубоко природный настрой, даже для закоренелого атеиста-фантаста говорит подсознательно и внутренне о необходимости вечности бытия человека. Но Бог не оставляет человечество в одиночной борьбе с этим трагизмом смерти, человек сразу после изгнания из Рая слышит пророчество и живет надеждой Тем, кто «вчера, сегодня и в будущем Тот же». Тайна этой вечности бытия человека открыта, еще до Своего воплощения Христом из будущего! Который «Альфа и Омега, Начало и Конец», Он побеждает смерть, дарую человечеству вечность! Этим спасительным ковчегом для человечества, и одновременно богочеловеческим организмом является Церковь Христова, Она названа «Старицей» ибо создана прежде веков! Так мы читаем в вероучительской книге с мистическими видениями и откровениями от Ангела-пастыря пророку Ерме в книге данной вначале христианам Римской общины 2-3-го века под названием «Пастырь» Ермы. (Хотя эта книга и была довольно распространенна в древней Церкви, но так и не вошла в канонический состав Евангельских книг). Написанные книги и снятые фантастические кинофильмы, зачем? Убежать от реальности, украсить реальность, найти себя, раскрыть творчество, метод прогресса и самопознания? На все вопросы можно ответить – «да». Но ответ лежит на много глубже, в самой онтологии (природности, состояния) человека. В христианском космогонистическом и антропологическом мировоззрении, желания фантастики, грезы о могущественном человеке, как уже было сказано, это попытка человечества компенсировать свою потерянную природу, и вновь обрести место, с которого было изгнано человечество – Рай. Наш русский соотечественник и великий проповедник будущего – будущего Воскресения человечества – преподобный Серафим Саровский не только на Пасху как установлено традицией, но на протяжении всего года встречал своих посетителей и собеседников торжествующим и победоносным приветствием: «Христос Воскрес радость моя!». И это было не просто добродушное пожелание, на которое по-кураевски возможно ответить, известное – «и тебе того же», но на много глубже и пространнее вперяясь в вечность, где в будущем воскресении прозорливец возревал чад и соучастников Христовых, с невыразимой и неподдельной духовной радостью воспевал : «ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ РАДОСТЬ МОЯ»! Этот живой пример нашей истории говорит о том, что мы со Христом созидаем будущее – вечность уже и сейчас. Знание будущего и бегство в другое время (при гипотетической возможности), с каких бы благих намерений это предпринималось бы (что-то улучшить), обесценивает сегодняшнюю ответственность и ценность нравственного выбора. А в этом-то ценность самого человека в вечности, и все наши наивные и романтичные мечтания «если бы я родился тогда то, или туда попал…», хоть и красивая мечта, но это значит, не нести свой крест. Предательство, дезертирство от реальности, в которой здесь и прямо сейчас возможно и нужно совершать подвиги духа (как известно на войне дезертиров расстреливали, и это считалось нравственно оправданным). К нравственной ответственности с чистой душой должен быть готов обладатель откровения о будущем. И это может глубоко переплетаться в личности: трагизм событий и внутреннее переживание, как это наглядно и очевидно явленно в библейском пророке Ионе (IX в. до н. э.). Ведь попытка дезертирства ему не удалась. Для того что бы изменить злое будущее и трагичную участь, на то время мегаполиса (120 тыс.ч.) – жителей Ниневии, понадобилось совсем не «машина времени», а то что реально меняет будущее – покаяние! Ведь все в руках Божиих. Даже если допустить такую возможность техническими «машинами» (мгновенное перемещение во времени и пространстве), то это будет сопряжено в первую очередь с высоконравственным состоянием и организации души человека, где преобладает ответственность за судьбы человечества, осознания промысла Божьего и целостного неразрывного хода человеческой истории. Такие примеры соприкосновения, как к прошлому, так и к будущему, явленно в духовном феномене благодатных даров Духа Святого – прозорливость старцев. Только чистому сердцу дано соприкосновение к книгам судеб человеческих и хода истории, где нежное прикасание к их страницам опытным духовником (не магом, не шаманом, не экстрасенсом-ясновидцем), лечит как духовно так и телесно, меняя ход истории как частной судьбы так и человечества, и приводит человека ко главному смыслу вечного его бытия – спасению! А где вечность (а это вне времени), то там и отпадает необходимость железной и технической «машины» времени. Ибо тогда само человечество (как целостный и божественный организм) вне времени пронизывает все существования времени. Время, не самобытно и не отдельно от пространства и материи. Но время, имеет начало и конечно, исторически целостное, и время парадоксально, что при своей не самобытности и конечности, время бесконечно ценно для Человека вечности, (в этом смысле «Человек», это слово можно писать с большой буквы), в котором (во времени) в силу нравственного выбора и труда «Христос с будущего», дарует свое будущее – вечность, а в ней ныне мечтательную внеземную «машину времени». Нравственное состояние человека и рисует представление будущего. И если в призме христианской антропологии и эсхатологии, футурологические представления о человеке в будущем, после воскресения, это – человек обладатель полноты божественной благодати, где тело преобладает сверх возможностями, чем состояние Адама в Эдеме. И в силу обожествования, это владычество над пространством времени и материей, то мир без Бога и вне христианства в фантастике представлен в тленной форме, и проникнут трагизмом человечества, как для нас христиан, понятно, это следствие грехопадения. Близким идеологическим представлением к христианству о обществе будущего, как не странно, это старая и добрая, чем-то по романтически наивная фантастика СССР. Таким классическим и ярким примером, как мне кажется, является роман «Туманность Андромеды» автора Ивана Антоновича Ефремова, написанная в 1955-56 гг., издана в 1957, в популярном журнале «Техника молодежи». О, как это будоражило миллионы умов, люди выстраивались в библиотеки за этим романом, и был популярен до начала 90-х. Мир там и социальный уклад общества выстроен в идеях светлого и справедливого коммунизма, с развитым, высоконравственным и высокотехнологическим обществом (рай на земле), где моралью является нравственный кодекс коммуниста, идеология развития общества – коммунистическая диалектика, этим живет все человечество, это культивируется вместо Бога. Самое большое зло в сюжете, это техногенные катастрофы, с которыми человек, в конечном счете, все же справляется. Четко выражены позитивные и негативные герои. Вспоминаю, как после выхода фильма «Гостья из будущего» (1984г.), мы, друзья ( группа детей 10 -12 лет) отправились в с города Ровно в Москву искать заброшенный дом, конечно же без уведомление родителей. Искателей «машины времени» на полпути с поезда высадила милиция, и успешно вернули домой… ох, горькая неудача… да еще эти родительские собрания… Я не чем не хочу принизить достоинство и других произведений наших фантастов и кинорежиссеров (например: «Солярис» Тарковского 1972 г.) и т.д., где затронуты глубоко-философские темы, но цель моей статьи это не их анализ, а общее преставление. Взять для сравнения западную фантастику, а в частности и США, то будущий мир там приставлен в ярком разнообразии, где идет постоянная война миров за ресурсы, власть и славу. Идеи, сюжеты, персонажи довольно коммерциализированы, культивируется разврат, насилие, цинизм, в героях и сюжетах смывается грань добра и зла. Если рассматривать сами фантастические технологии и приемы, то это жалкий плагиат на фантастику СССР, откуда даже своровали имена. Например: в «Туманности…», есть главный позитивный русский герой Дар Ветра. Вам это созвучие, ни какого героя случайно не напоминает, с тех же «Звездных войн»? Да, да, это тот же Дарт Вейдер, который должен олицетворять идеологически русского как абсолютное зло. Или взять с фильма «Звездные врата», где центральным фантастическим предметом перемещения по вселенной и времени является кольцо перемещений – это плагиат с той же «Туманности…» 1955г. – Кольцо общения и т.д. Но есть во всех этих фантастиках и общее, то, что еще с древних времен воспевалось в человеке: храбрость, благородство, жертвенность, любовь. В этих фантастиках, как и в современных фантастических компьютерных играх, есть место для дьявола и всевозможных его модификаций, но нет места для христианского Бога, Бога – Любовь. При всех возможных грез будущего почти всегда присущая ностальгия о добром прошлом. А ведь онтологическое чувство души – ностальгия, это внутренняя тяга и скорбь о потерянном рае и единства человеческого рода. И этот вечный запрос души о прекрасном будущем, ностальгический настрой о добром и прошедшем, единении рода человеческого одновременно происходит и взыскивается в лоне вечной «Старицы», созданной прежде всех времен – Церкви Христовой! И если представить себе, пофантазировать такую сцену, вдруг так посчастливилось, современнику рассказать фантастические и космические грезы о светлом будущем , например, моему любимому святому преподобному Серафиму Саровскому, то безоговорочно, я уверен, в его ответе прозвучит, о вечном и о будущем человечества : «Христос Воскрес, радость моя». Протоиерей Олег Трофимов, доктор богословия, магистр религиоведения и философских наук Автор статьи , патриот Новороссии, из-за гонений лишен имущества, жилья, места служения, нуждается в помощи. Карта Сбербанка России: 676196000086178580 |
|
Всего комментариев: 0 | |
| |
протоиерей Олег Трофимов
[102]
блог доктор богословия, магистр религиоведения и философских наук, протоиерей Олега Трофимова
|
члены клуба "Возрождение" [38] |
Владимир
[133]
блог Владимира
|
Евгений [43] |
Другое [7] | Игорь Лышков [1] |
Семен [0] | Храм св. мц. Татианы ПГТУ [0] |
Юлия [1] |
[Жития и учения святых отцов] | |
[Жития и учения святых отцов] | |
- 2007 Январь
- 2007 Февраль
- 2007 Март
- 2007 Апрель
- 2007 Июнь
- 2007 Сентябрь
- 2008 Сентябрь
- 2009 Сентябрь
- 2010 Декабрь
- 2011 Октябрь
- 2012 Ноябрь
- 2013 Май
- 2013 Октябрь
- 2013 Декабрь
- 2014 Январь
- 2014 Февраль
- 2014 Апрель
- 2014 Май
- 2014 Июнь
- 2014 Июль
- 2014 Август
- 2014 Сентябрь
- 2014 Октябрь
- 2014 Ноябрь
- 2014 Декабрь
- 2015 Январь
- 2015 Февраль
- 2015 Март
- 2015 Апрель
- 2015 Май
- 2015 Июнь
- 2015 Июль
- 2015 Август
- 2015 Сентябрь
- 2015 Октябрь
- 2015 Ноябрь
- 2015 Декабрь
- 2016 Январь
- 2016 Февраль
- 2016 Март
- 2016 Апрель
- 2016 Май
- 2016 Июнь
- 2016 Июль
- 2016 Сентябрь
- 2016 Октябрь
- 2016 Ноябрь
- 2016 Декабрь
- 2017 Январь
- 2017 Февраль
- 2017 Март
- 2017 Май
- 2017 Июнь
- 2017 Июль
- 2017 Август
- 2017 Сентябрь
- 2017 Октябрь
- 2017 Ноябрь
- 2017 Декабрь
- 2018 Январь
- 2018 Февраль
- 2018 Март
- 2018 Апрель
- 2018 Май
- 2018 Июнь
- 2018 Июль
- 2018 Август
- 2018 Сентябрь
- 2018 Октябрь
- 2018 Ноябрь
- 2018 Декабрь
- 2019 Январь
- 2019 Февраль
- 2019 Март
- 2019 Апрель
- 2019 Июнь
- 2019 Июль
- 2019 Август
- 2019 Октябрь
- 2019 Ноябрь
- 2020 Январь
- 2020 Февраль
- 2020 Март
- 2020 Апрель
- 2020 Май
- 2021 Март
- 2021 Июнь
- 2021 Сентябрь
- 2021 Ноябрь
- 2021 Декабрь
Сайт работает благодаря вашим пожертвованиям. | ||
Наши друзья |
![]() |
![]() |
InetLog.ru |
|
|||||
![]() |
|
![]() |